Главная / Проекты / Конференция

https://www.facebook.com/media/set/?set=pcb.271778453002507&type=1



https://www.facebook.com/events/255805171266502/



Аннотации к воркшопам 6-й нарративной конференции



Данила Гуляев, Елена Аксенова, Павел Куделин. В подготовке также участвовала Ольга Зотова.

Практики групповой деконструкции в различных сообществах





В нарративной подходе практика деконструкции является эффективным инструментом в работе. Но помимо индивидуального консультирования деконструкция может быть применена в работе с группами и сообществами.

Групповая деконструкция — один из новых для России форматов нарративной работы, который даёт особые возможности для совместного пересмотра доминирующих идей. Ее использование позволяет создавать пространства для развития предпочитаемых историй человека, не забывая про влияние группы, помогая человеку находить ресурсы в его окружении.



Ведущие этого мастер-класса провели на прошлый год по меньшей мере 8 различных проектов с использованием метода групповой деконструкции на разной аудитории. По нашему мнению деконструкция в группе может быть использована не только как подход в тренингах, но и как инструмент обсуждения сложных вопросов, вызывающий высокий общественный резонанс. 





Мы собираемся поделиться опытом нашей работы и предложить собственную карту групповой деконструкции.

В процесс мастер-класса мы расскажем об основных отличиях деконструкции в консультировании и при работе с группой. Детально обозначим этапы такой работы с точки зрения различных сфер применения и аудиторий участников. Остановимся на вопросах безопасности при обсуждении спорных вопросах в группе.



 



Богомолов Виктор

"Сотрудничество с клиентами и эффективность терапевта за счет использования шкал обратной связи"



На мастерской будут представлены шкалы обратной связи для клиентов: взрослых, детей и подростков. Данный инструмент позволяет клиенту оценивать изменения в своем уровне благополучия и качество терапевтических отношений, а консультанту - видеть результаты своей работы и менять ее, адаптируя к нуждам клиента. Использование данных шкал увеличивает эффективность работы терапевта/консультанта и снижает риск преждевременного выпадения. Я расскажу о том, какие есть особенности использования шкал в разных ситуациях и как их можно включить в свою практику.





Ольга Златогорская

"Нарративная практика и системные расстановки - параллельные места".

В программе:

1. Краткое описание современных расстановок как метода: цели, задачи, методология, основные термины, виды расстановок, результаты работы. Практическа часть: заместительское восприятие.

2. Нарративный подход в расстановках и параллельные места:

- децентрированная позиция и нейтральность расстановщика;

- укрепление предпочитаемой истории трансформация клиента.

- "нарративные карты" и клиентский запрос в расстановке.

3. Расстановочная "примерка" состояний - практическая работа.

4. Ответы на вопросы.





Вячеслав Москвичев

"Возможности нарративной практики для помощи парам в ситуации возможного развода/разрыва отношений".

Когда в жизни пары возникает вопрос о возможности разрыва или завершения отношений – это всегда сложный момент. Много эмоций, действий, мыслей, претензии и обвинения, злость и чувство вины – возможные спутники этой ситуации.

Для консультанта встреча с парой в подобных ситуациях часто становится испытанием. Как быть полезным обеим сторонам, особенно если их надежды от встречи диаметрально противоположны? Как помочь людям сохранить то ценное, что наверняка было в их отношениях? Как помочь людям пройти через это испытание с минимальными потерями, и найти новые возможности?

За последние несколько лет я встречался с многими парами, которые решали для себя проблемы, связанные с возможным разрывом отношений. Это были очень разные ситуации. Иногда решение уже было принято одним из партнеров до обращения к консультанту, в других случаях люди стояли перед выбором. Всегда эти ситуации были не просты для меня, но в них было много энергии, честности, поиска. Я буду рад поделиться своими идеями и опытом, что помогало мне оставаться полезным, и буду рад познакомиться с вашим опытом.





Данила Гуляев

"Нарративная работа онлайн: виртуальные ландшафты" Психотерапия и консультирование онлайн практикуются мире почти уже 20 лет. Этот формат обещает профессионалам и клиентам новые возможности помощи. С другой стороны, для многих специалистов эта территория остаётся заповедной и подозрительной. Я хочу рассказать Вам своем опыте освоения этой территории - показать ее явные и тайные ландшафты. Мы сможем обсудить животрепещущие темы:

- история, специфика и виды онлайн-терапии и консультирования

- деконструкция доминирующих идей по поводу онлайн-работы

- виртуальность идентичности и непосредственность опосредованности

- отношения власти и авторская позиция в виртуальном пространстве

- возможности виртуального ландшафта

- особенности терапевтической позиции и специальные навыки в нарративной практике онлайн

Мы обсудим отзывы клиентов и попробуем начать онлайн-работу прямо на семинаре.

Время проведения будет в расписании конференции.

Ведущий: Данила Гуляев, психолог-консультант, нарративный практик, консультант сайта nosuicide.ru, обозреватель psychologies.ru. Сертификат Федерации психологов-консультантов онлайн.





Ольга Сковычева

"Дерево профессиональной жизни на ландшафте идентичности"

Участники мастерской смогут необычным образом осмыслить свою профессиональную историю и расширить представление о себе.

А затем мы обсудим, каким клиентам такая работа может быть полезна, какие возможности открывает она для профессиональной поддержки и профилактики выгорания помогающих специалистов, для укрепления своей позиции и ощущения собственной компетентности родителей, для самоопределения подростков и т.д.

Приглашаю всех заинтересованных!



Лиза Новбари, Лена Ремнёва



"Обучение нарративной практике: идеи и возможности"



Как обучать постмодернистским подходам постмодернистски? Возможен ли такой способ обучения? Какие форматы преподавания/обучения вы вообще знаете? и вообще, что такое -"обучение"? Как вы его понимаете? Есть ли у вас предпочитаемый способ обучения или преподавания? Какие возможности открывают те курсы и семинары, которые вы посетили и посещаете?

Приглашаем как тех, кто обучает нарративной практике или собирается это делать, так и тех, кто ей обучается. Попробуем вместе ответить на эти вопросы и поделимся своим опытом проведения обучающих групп (обучение работе в формате нарративной рк, курс "Лаборатория вопросов"). Еще у нас есть интерес в том, чтобы разместить все возможные варианты обучения в России в одном пространстве: предлагаем попробовать создать карту (в прямом смысле) возможностей обучения нарративной практике.



Максим Малышев

17 ч. • Москва

Милости просим на мега интересную презентацию!

"Моменты позитива” - уникальные эпизоды в жизни потребителей наркотиков.

Презентация проекта СВ-Москва

Ведущий: координатор проекта СВ-Москва, Малышев Максим и кейс менеджер проекта Анастасия Соснина.

Необходимые материалы: оборудование для демонстрации слайдов

Жизнь потребителей наркотиков представляется многим как череда жутких эпизодов ведущих к трагической гибели. Этот взгляд на жизнь потребителей наркотиков подкрепляется мощным визуальным рядом в кинематографе, СМИ, интернете. При общении с журналистами мы обратили внимание на то, что существует огромный спрос на тиражирование ужасов употребления наркотиков. Подобная ситуация способствует конструированию наркофобных дискурсов в обществе, дегуманизации потребителей наркотиков, поддерживают в обществе атмосферу страха и безысходности в отношении наркотиков. Но опираясь на нарративный подход мы можем сказать, что любая человеческая жизнь полиисторична. И в жизни потребителей наркотиков кроме ужасов есть истории о радости, любви, о человеческом достоинстве, взаимоподдержке и дружбе. Но эти истории не попадают в объектив профессиональных журналистов. “Моменты позитива” - это проект который фокусируется на уникальных эпизодах жизни потребителей наркотиков, делает их видимыми и признает их значение. “Моменты позитива” - это серия документальных фоторабот выполненых потребителями наркотиков о своей повседневной жизни.

В ходе презентации мы расскажем как зародилась идея данного проекта, как он реализовывался и как он повлиял на нас и наших участников. Во-время презентации будут представлены некоторые работы участников проекта.



Elena Grebenyuk

Вчера, в 12:55

Дорогие коллеги, приглашаю вас на воркшоп «Тело, движение и танец как метафоры жизни в нарративной практике»

Что будет:

• Краткое знакомство с методологией работы в танцевально-двигательной терапии

• Обсуждение точек пересечения, способов взаимного обогащения между нарративной практикой и танцевально-двигательной терапией

• Практическое исследование (одежда-обувь подойдет любая)

• Обсуждение возможностей применения данных методов. В том числе простых, лаконичных элементов в ходе вербальных сессий

До встречи!



Anna Silnitskaya

Мы с Elena Baskina расскажем о нашем действующем проекте - о группе поддержки для женщин с репродуктивными трудностями. выложим все, как на духу - как возникла такая идея, как мы придумывали концепцию (и продолжаем придумывать), как прошла наша первая группа. что помогало нам делать все это, а что помогало нашим участницам.





Школа как сообщество. Метафора путешествия в работе школьного психолога

Очень часто слышу негативные отклики о современной школе, которые, к сожалению, часто небезосновательны. Дети, педагоги, родители часто не слышат друг друга, им сложно вступать в конструктивное взаимодействие.

Но мне хотелось бы на воркшопе посмотреть на школу, как сообщество людей,  которые общаются друг с другом,  у которых есть точки пересечения в интересах и предпочтениях, которые создают пространство для развития предпочитаемых историй: историй, связанных с сотворчеством, активностью, где возникает чувство взаимной поддержки  в ощущении себя способным влиять на собственную жизнь и жизнь группы.

На мой взгляд, процесс образования можно сравнивать с путешестви¬ем, в котором есть место и время для открытий, приключений, спусков и подъемов, остановок, новых встреч и чудес.  В таком путешествии происходит исследование новых или незнакомых сторон самого себя, опре¬деляющих способность узнавать и приобретать собственный опыт во взаимодействии с группой; уплотнение самоидентичности и групповой идентичности, где «идентичность рассматривается не как некая сущность, скрытая внутри индивида, а как нечто, что рождается и постоянно изменяется в контексте социальных взаимодействий социальных институтов, сообществ людей, формируется историческими и культурными силами».

Мне хочется поделиться опытом Путешествий с педагогами, детьми, родителями, который состоялся в школе МГПУ.



 



Аннотации мастер-классов

5-я нарративная конференция



Анна Абраменко, Анастасия Великоцкая

«Предпочитаемая история и уникальные эпизоды в работе с семьями в кризисной ситуации».

Когда семья попадает в кризисную ситуацию, чаще всего на первый план выходит именно проблемная история семьи, особенно, если к ситуации подключаются различные официальные инстанции (КДН, правоохранительные органы, опека). В такой ситуации семье трудно обнаружить, какие хорошие, сильные стороны есть у родителей, ребенка, родственников. Череда рассказов разным специалистам о проблеме, с которой столкнулась семья, затмевает предыдущую историю семьи.

На нашей мастерской мы продемонстрируем сочетание нарративных техник, которые могут помогать семьям, попавшим в сложную ситуацию, вспомнить и обратиться к положительному опыту в истории семьи и построить стратегию выхода из сложившейся ситуации, опираясь именно на этот положительный опыт, а не на проблемную историю.



https://www.facebook.com/media/set/?set=pcb.271778453002507&type=1



Наталья Манухина

«Использование нарративных практик в различных видах помогающей деятельности: на примере консультирования, терапии, коучинга и супервизии»

Данный мастер-класс продолжает начатую его автором тему: разделение понятий «терапевтический подход» и «вид помогающей деятельности». Мы знаем, что существует множество подходов, посредством которых осуществляется психотерапия. Но ведь  кроме нее существуют еще и другие виды помощи: консультирование, коучинг, тренинг, обучение и др. Специалисты, осуществляющие их, используют разные подходы, разработанные психотерапевтами, а также создают новые методы, наиболее присущие для конкретного вида помощи. Возможно ли осуществление разных видов помогающей деятельности посредством использования одного и того же инструментария? Автор данного мастер-класса отвечает на этот вопрос утвердительно и берется обосновать и показать на примерах работы с ситуациями присутствующих участников эту возможность.

На мастер-классе будет продемонстрировано, как именно можно использовать нарративные практики в таких распространенных видах деятельности как психологическое консультирование, психотерапия, коучинг и супервизия, а также обозначена разница между ними.

Манухина Наталья Михайловна – кандидат психологических наук, медицинский психолог, индивидуальный и семейный консультант, профессиональный коуч, преподаватель психологии, супервизор, тренер обучающих и развивающих программ.

Доцент кафедры организационной психологии МЭСИ. 

Руководитель Центра Открытия Новых Возможностей (ЦОНВ) «Потенциал» (г. Москва).

Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ),  Российского психологического общества (РПО), Европейской психотерапевтической ассоциации (ЕРА), Международной федерации коучинга (ICF).



Наталия Куроптева

«Как мы слушаем и слышим истории в плейбек-театре и нарративной практике». Предлагаю обсудить в форме диалога то, как мы обращаемся с историей (что слышим, как слушаем, что происходит с нами и с историей) рассказчика в плейбеке и клиента в нарративной сессии.



Наталья Куроптева – экзистенциальный, гештальт и арт-терапевт, а так же художественный руководитель и актриса плейбек-театра "Человек играющий".



Елизавета Новбари, Марат Хачатрян и Елена Ремнёва

"Отрефлексируй это!"

Почувствуй себя настоящим участником рефлексивной команды! Задавай вопросы, решай трудности в режиме реального времени, путешествуй по ландшафтам действия и идентичности, исследуй Тайны и все это – в азартном диалоге и бережном взаимодействии команды. Отрефлексируй это :)





Дарья Кутузова

«Исследование депрессии».

Так сложилось, что мне довелось стать в теме депрессии "консультантом с инсайдерским опытом", и в ходе доклада я расскажу о коллективном нарративном онлайн-проекте, который я вела весной 2012 года: как он был организован и что нам удалось узнать о приемах и уловках, используемых депрессией, о ее союзниках и о практиках Анти-Депрессии. Я расскажу также о том, какие приемы терапии письменным словом могут оказаться полезными тем, в чью жизнь заявилась депрессия. И, наконец, я расскажу о программе когнитивной терапии депрессии, основанной на практике внимательности (mindfulness), сравню ее с опытом нарративной работы и предложу подумать о возможностях интеграции.



Надежда Градовская

«Нарративный подход в консультировании женщин пострадавших отдомашнего насилия"

 Мы расскажем о проблеме домашнего насилия и особенностях социального консультирования, специфике темы насилия в психологической работе, пригласим к размышлению о мифах и идеях, окружающих домашнее насилие как в обыденных представлениях, так и в профессиональном контексте, поделимся опытом работы и идеями о том как нарративная практика может применяться в консультировании на эту тему.

Матвиенко Ирина Валентиновна – психолог, специалист по проблеме домашнего насилия и гендерным отношениям, руководитель Всероссийского  телефона доверия для женщин.

 Градовская Надежда – консультант телефона доверия, нарративный практик.



Валентина Гусева

Дискуссия «Нарративный подход в работе консультанта Телефона Доверия»

Как может выглядеть применение нарративного подхода на ТД? С какими сложностями можно встретиться?  Какие идеи на нас могут влиять в этом процессе? Какие из них нас могут поддерживать, а какие не полезны? Как сохранить устойчивость в неэкпертной позиции нарративного консультанта в работе на ТД?  Какие практики, вопросы могут быть полезны в работе с постоянными абонентами? Как могут включаться нарративные идеи в обучающие программы для консультантов ТД и в проведение супервизий (интервизий)?

Приглашаем к участию нарративных практиков, работающих на ТД, консультантов ТД, заинтересованных в нарративном подходе и вообще всех, кому интересна эта тема. Мы хотим обсудить уже имеющийся опыт и попробовать наметить новые возможности и перспективы.

Идея дискуссии и модерация: Валентина Гусева – психолог, консультант телефона доверия, Юлия Малыгина – нарративный практик, консультант телефона доверия, Анна Голубева – психолог, супервизор консультантов телефона доверия.



Ольга Сковычева и Ксения Сборщикова

«Обсуждение опыта использования Открытого Пространства как самоорганизующегося процесса для конструктивного обсуждения спорных вопросов или вдохновляющих проектов».

На мастерской мы предполагаем сделать "короткометражное" Открытое Пространство, а потом обменяться с участниками идеями про возможности применения этой технологии. Приглашаем коллег, у которых есть опыт участия в "открытом пространстве" или проведения его, а также тех, кто хочет познакомиться с его идеями.



Александра Березина

Дискуссия «Нарративный подход в сфере образования».

По моим ощущениям, нарративные практики трудно проникают в школы, институты и другие детские организации. Мне бы хотелось поговорить о том, с чем связаны эти трудности. А может быть, у кого-то есть положительный опыт нарративной работы в учреждениях образования. У нас будет возможность обменяться опытом и поговорить о тех идеях, которые влияют на психологов, работающих в сфере образования, о возможности/невозможности сохранения неэкспертной позиции, о соотнесении смыслов и ценностей нарративного практика с особенностями системы российского образования и т. д.



Анна Голубева и Юлия Малыгина.

«Нарративный кинопоказ. Опыт обсуждения фильмов в нарративном контексте».

 С прошлой весны мы начали новый проект, который продолжается и в этом сезоне – предложили нарративным практикам, а также всем желающим вместе смотреть фильмы и обсуждать их, опираясь в этом обсуждении на нарративный подход.

У нас нет заранее продуманной структуры обсуждения, скорее желание рассмотреть фильм, как визуальный нарратив, в ходе которого участники могут поделиться тем, что пережили во время просмотра, чувствами, мыслями, ассоциациями, воспоминаниями о сюжетах своей жизни.

 Мы пытаемся ухватить смыслы, которые вызывает увиденный фильм, смыслы, возникающие из переплетений историй участников просмотра. В фокусе нашего внимания – контексты, которые актуализирует кинопоказ и само обсуждение фильма.

Обсуждение – это также возможность деконструировать воздействие на нас фильма и тех идей, которые он несет и вызывает у нас. Здесь есть место и личным откликам, и разговору о ценностях и смыслах, и возможности обнаружить в своих чувствах "отсутствующее, но подразумеваемое"...

Мы хотели бы поделиться своим опытом проведения подобного обсуждения, показать, как это происходит, и попытаться совместно осмыслить этот проект в рамках конференции.



Виктория Суксова

«Нормальные герои всегда идут в обход».

Какие герои? Что такое «нормальные»? И почему они идут в обход?

Мастерская будет про то, как пополнить свой жизненный клуб «настоящими героями». Это техника работы с впечатлившими вас в детстве героями сказок или мультфильмов. Но она будет интересна и тем, кого вдохновляют герои современных киношедевров, и именно их идеи и мнения бывают так полезны в сложную минуту. Как сделать их участниками своей жизни? Как помнить о том, что они есть? Как получить их поддержку? К какому вашему жизненному опыту они обращаются? Как прописать их у себя и сделать им регистрацию:)?

Если вы хотите найти ресурс или помочь вашим клиентам (детям и взрослым) сделать это, тогда сказочные персонажи – это один из вариантов на роль героя-помощника. Соединение идей сказкотерапии, психодрамы и ремемберинга нарративной терапии создают условия для развития разносторонней насыщенной предпочитаемой истории. Приглашаю присоединиться к экспериментированию и игре:)



Екатерина Бурмистрова

«Родительские и супружеские группы: использование практики деконструкции, помощь в формулировании и становлении личной позиции по отношению к собственным детям, своей семье. Ведущие, а не ведомые».

Интерактивные формы работы

- об опыте ведения родительских и супружеских групп: путь от классической директивной, системно-семейной модели к работе в нарративном ключе (попытка анализа 17 лет работы);

- "отлавливание" и деконструкция самых летучих и вредных идей о родительстве и семейной жизни;

- какие практики мы используем;

- что могут придумывать и применять сами люди – участники групп;

- как это влияет на их собственное состояние, взаимодействие в семье;

- информативные блоки в рамках работы группы. Как сделать так, чтобы знания не делали людей " ведомыми";

- родители и "специалисты" (психологи, педагоги и пр.). Помощь в построении собственного взгляда на собственных детей.



Команда СФБТ

(Ольга Зотова, Виктор Богомолов, Арсений Павловский)

«Идеи и практики ориентированного на решение подхода - новые и хорошо знакомые»

На мастерской мы представим те идеи и практики из solution-focused подхода, которые показались нам интересными, зацепили нас чем-то на конференции Европейской ассоциации краткосрочной терапии. Что-то окажется вам хорошо знакомым, а что-то, возможно, новым.



Ксения Суханова и Алексей Каплун.

«Идеи нарративного подхода в работе с детьми-аутистами».

В ходе мастер-класса мы поделимся нашим опытом работы, а также тем, как идеи нарративной практики вдохновляли нас при выборе методик, инструментов для работы. Мы предложим возможные пути осмысления работы с детьм-аутистами в русле нарративной практики, расскажем этапы работы, представим один случай работы с мальчиком 7 лет.



Елена Баскина, Олеся Симонова

«Трое в лодке или метафора в нарративной терапии семейных пар».

Метафора –  мощный и яркий способ передачи смыслов и конструирования реальности. Мы хотим предложить участникам совместно исследовать, какие приемы работы с метафорами можно использовать в нарративной терапии и почему.

Мы поделимся своими идеями относительно того, почему нам нравится работать с метафорой, расскажем о некоторых видах метафор. И поднимем очень интересующий нас вопрос о том, какие виды метафорических форм используются в модернистских и постмодернистких подходах. И есть ли возможность синтеза методик из других подходов на базе принципов нарративной практики?

На примере терапии семейных пар мы поговорим о соотношении принципов нарративной практики с метафорическими приемами. Предложим свое видение того, может ли терапевт предлагать метафоры паре, и дадим примеры метафор, которые уже успешно использовались в терапии супружеских пар.



Ольга Пылаева

«Ощущение себя в праве как еще одна дверь для входа в самоисследование и практику в нарративном подходе».

Какие есть у нас ощущения себя в праве, которые находятся в тени, как они влияют на нас, откуда они берутся, откуда они родом и какие отношения с ними нам подходят. Мне очень интересна тема определения границы между ощущением себя в праве как части предпочитаемой идентичности, ощущения возможности влиять на собственную жизнь и ощущением себя в праве как части проблемных конфликтных отношений. Поразмышляем о историях и работе с ними, когда ощущение себя в праве является малознакомой территорией для человека. Уделим внимание хорошим вопросам, помогающим в терапевтических беседах исследовать и деконструировать эту тему. Поговорим об опыте использования данного понятия в различных практиках, которые могут быть у участников мастерской.



Игорь Любитов

«PLAYBACK: Механизмы воспроизведения».

На представление плейбэк театра актеры в сценической импровизации воспроизводят рассказанную историю. Меня, как актера, художественного руководителя театра "Алхимия" и преподавателя плейбэк всегда интересовало, откуда берутся идеи актеров? Чем сыгранная история обогащает рассказчика и зрителей? Хочу поделиться открытиями и наблюдениями. Полагаю, что плейбэк отличная модель работы с историями и с тем, как они отзываются в нас и в сообществе. Участникам удастся примерить техники плейбэк театра.



~~Аннотации к мастерским

4-я нарративная конференция



Кожина Наталья

«Плэйбэк театр и нарративная практика»

Плэйбэк театр был создан в 1975 году в Нью-Йорке Джонатаном Фоксом и в настоящее время распространён по всему миру, существуя в различных странах, на разных  языках, в различных контекстах и областях жизни.  Плэйбэк театр – это импровизационный театр, в котором нет заранее заготовленного сценария. Зрители во время выступлений рассказывают свои истории, которыми могут быть чувства, ощущения, мысли, фантазии, сны или события повседневной жизни, а актёры тут же спонтанно воспроизводят эти истории на сцене. Близость плэйбэк театра нарративному подходу главным образом проявляется в общности представления об историях как инструменте осмысления и выстраивания человеческих жизней. Мы приглашаем вас прикоснуться к чуду плэйбэк театра и на своём опыте ощутить его близость нарративной практике. В конце выступления запланирована небольшая дискуссия, основными вопросами которой будут точки соприкосновения плэйбэк театра и нарративной терапии, а также возможности использования плэйбэк театра в нарративной практике.



Павловские Арсений и Александра

«Нарративные практики в социальной работе с маргинализованными сообществами»

Мастерская будет посвящена возможностям применения нарративных практик в социальной работе с маргинализованными сообществами. В работе с такими сообществами социальным работникам особенно важно сохранять рефлексивную позицию в отношении своей практики, так как существует высокий риск воспроизведения отношений притеснения, которые часто воспроизводятся по отношению к маргинализованным группам и сообществам.

Мы будем опираться на примеры социальной работы с рома (цыгане) в Сербии. Мы обратились к данному примеру, так как сообщества рома остаются одними из самых дискриминируемых в Центральной и Восточной Европе. История их дискриминации – длительная и пронизывает всю европейскую культуру. Сегодня существует масса программ по интеграции рома, как государственных, так и негосударственных организаций помогающих рома, но деятельность этих программ и организаций малоэффективна, и зачастую, предоставляемая помощь отвергается сообществами. Почему? Мы попробуем ответить на этот вопрос в ходе мастерской. Мы особенно сосредоточимся на инструментах рефлексии практики социальной работы и на том, какие возможности дают нарративные практики для изменения социальной работы с рома и другими сообществами. Мы попробуем сформулировать вопросы, которые можно задавать себе, чтобы минимизировать риск воспроизведения привычного притеснения, когда мы работаем с маргинализованными сообществами.

Данная мастерская может быть интересна не только социальным работникам, но другим специалистам и социальным активистам сталкивающимися в своей деятельности с вопросами дискриминации, маргинализации и притеснения. Мы надеемся, что в результате присутствующие смогут получить практические инструменты, которые помогут соотнести их ежедневную практику с их ценностями и добровольно взятыми на себя обязательствами по отношению к тем, кто обращается к ним за помощью.



Великоцкая Анастасия и Пентин Андрей

«Круг сообщества».

Джеральд Монк и Джон Уинслейд в своих книгах по нарративному консультированию в школе и нарративной медиации рассказывают о, так называемых, accountability practices и restorative conferencing, что можно перевести как "практики принятия ответственности" и "конференции по принципам восстановительного правосудия". Мы хотели бы поделиться своим видением технологии "Круг сообщества", реализуемую нами "по мотивам" описанных Монком и Уинслейдом практик для сообществ школьных классов, групп колледжей, педагогического состава и других профессиональных сообществ. Вопросы, которые так или иначе связаны с темой нашего воркшопа и могут быть затронуты на этой встрече:

• Соотношение нарративного и восстановительного подходов: позиция и феноменология конфликта.

• Нарративный подход в технологиях восстановительного правосудия: инструментарий.

• Что-то ещё?

Для того, чтобы Воркшоп получился по-настоящему интерактивным и актуальным для вас, мы просим вас содержательно откликнуться на заявленные вопросы или добавить что-то своё актуальное для вас в связи темой воркшопа.



Наталья Манухина (профессиональноый коуч (PCC ICF), к.псх.н.)

«Нарративные практики в коучинге»

Нарративный подход – постмодернисткое направление деятельности, использующее в своей практике специальные лингвистические формы для помощи в пересказе нарратива (истории) о своей жизненной ситуации так, чтобы он вместо описания проблем включал пути и способы их преодоления, формы существования без проблем. Возможно, Вы опытный консультант, психолог, педагог, и используете многие техники и подходы. А может быть и нарративный. Тогда Вы наверняка столкнулись с тем, что клиенты, улучшив свою ситуацию с Вашей помощью, уходят от Вас. Ведь им теперь нужна другая помощь: как поддерживать и развивать достигнутое благополучие. Помните сказку "Огонь, вода и медные трубы"? Самое трудное для человека – это устоять в период славой, а еще сложнее – наращивать успех. Вот этим и занимаются коучи.

Коучинг – направление деятельности, в процессе которой коуч помогает ставить цели, превращать проблемы в задачи, осознанно находить пути их решения, а главное – сопровождает клиента в процессе достижения результата. Коучи помогают людям становиться успешными. Коучи работают с увеличением благополучия уже успешных людей. И коучинг, и нарративный подход зародились и оформились в отдельные виды деятельности в начале 80-х годов ХХ века. Пришла пора им встретиться и воссоединиться в единстве своих задач: помощь в создании и управлении своей жизнью в соответствии с мечтами, целями, желаниями и базовыми потребностями, принципами и ценностями человека.



Елена Баскина и Олеся Симонова

 «Работа с детскими страхами. Нарративный подход как основа для объединения недирективных методик»

Мы расскажем, как мы работаем с детскими страхами и чем в этих случаях полезен нарративный подход. Вы узнаете, каким образом он изменяет представления родителей и детей друг о друге, и как разговор о страхах можно превратить в веселую игру. В работе мы также используем методы возрастно-психологического консультирования, EMDR, эриксоновского гипноза. Объединить эти, казалось бы, совсем разные подходы позволяют принципы нарративного подхода: направленность на укрепление авторской позиции человека и децентрированность терапевта. Смотря на методы сквозь призму выбранных ценностей, мы замечаем и отбираем недирективные и эффективные методики для работы с детскими страхами.

Анна Голубева и Юлия Малыгина

«Выход из тени. Церемония признания самоопределения в ЛГБТ-сообществе»

Альбер Камю сказал: " До тех пор пока человека не заметят и не благословят другие, он еще полностью не существует". Что чувствует человек, которого не видят? Или не видят таким, какой он есть, каким он себя ощущает? Глубокое одиночество, ненужность, депрессию, чувство, что собственная личность постепенно теряется и тому подобные вещи. Дети наиболее болезненно переносят не гнев и даже не физическое насилие, а то, когда их не замечают. Именно в этом случае их развитию и здоровью наносится действительно непоправимый вред, иногда они от этого умирают. Оказывается, не только детям, но и всем остальным взрослым жизненно необходим витамин под названием человеческое признание. Барабара Майерхофф, рассказывая о работе с пожилыми евреями в пригороде Лос-Анджелеса, оторванными от своих корней, описывала их чувства "неуверенности в собственном бытии", чувства, что они не существуют, невидимы не только для других людей, но и для самих себя. Люди, скрывающиеся за аббревиатурой ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) в нашем обществе вынуждены скрывать часть своей жизни и личности из чувства безопасности, чтобы не сталкиваться с отвержением, неприятием и дискриминацией, которые поддерживаются сейчас на государственном уровне.

Из опыта группы поддержки для сообщества ЛГБТ, которые Юля ведет уже больше года, стало видно, что центральной проблемой для большинства из нас оказался огромный дефицит признания и принятия другими людьми, особенно близкими родственниками. Наш замысел состоял в том, чтобы использовать против "ощущения невидимости" церемонию признания самоопределения и форму работы с внешними свидетелями, и он был удачно, на наш взгляд и, судя по отзывам участников, воплощен. Именно об этом мы и хотели бы вам рассказать и показать, пригласить к участию. Мы надеемся, что этот воркшоп станет еще одним маленьким шажком в признании и подтверждении права на существование людей такими, какими они себя чувствуют и какими они являются.



Марина Травкова

«Нарративная работа с метафорическими ассоциативными картами»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективный материал для работы с широчайшим спектром задач: от проработки травмы и решения семейных проблем и до … создания кулинарных рецептов и помощи в написании сценариев, статей или книг. МАК замечательно ложатся на любые предыдущие психологические знания, а с нарративной практикой у МАК есть особая точка соприкосновения: терапевтическая «позиция незнания». МАК – это терапевтическая интервенция без интервенции, исключающая вмешательство и экспертную позицию терапевта при работе с клиентом. Общей является и присущая нарративному подходу «повествовательность». Если нарративный подход помогает нам «пересочинить» историю, став ее авторами, то метафорические карты могут облегчить эту задачу там, где человеку не так легко говорить о себе и своих проблемах словами; они могут стать иллюстрациями к истории, придавая ей тем самым глубину и создавая еще одно, визуальное, измерение психологической работы; они могут стать тем опорным материалом, который поможет в поиске уникальных эпизодов. МАК нарисованы таким образом, что каждый лично становится автором «собственной иллюстрации», каждый увидит в них что-то свое, релевантное только ему самому. Нет, пожалуй, больше ничего подобного в психологическом инструментарии, чему так просто научиться и что можно так обширно и эффективно использовать.

В мастер-классе будут показаны основные принципы работы с МАК, а также нарративная работа с личной историей, с идентичностью, деконструкцией, экстренализацией, восстановлением участия. Если позволят временные рамки, по желанию группы, будет продемонстрирована нарративная работа с МАК при утрате (измена, развод, смерть близкого) и работа с детьми.



Кабачек О.Л.,

 «Библиотерапия: использование литературно-художественных произведений  в нарративной психологии»

Очевидно, что такие категории нарративной психологии, как  «смыслы, цели, упования, жизненная миссия, надежды, мечты, предвидение, ценности, убеждения и обязательства» [Уайт М. Карты нарративной практики; с. 124] имеют самое непосредственное отношение к искусству. Перед вами – попытка теоретического  осмысления (а, точнее, конструирования)  роли литературно-художественных произведений в нарративной практике.

Будут рассмотрены различные виды поэтических произведений (отобранные с точки зрения содержания затекста и характера взаимоотношений текста и затекста). Такая классификация предпочтительна потому, что только затекст позволяет установить то, что реально чувствует и что прячет автор (и что подспудно влияет тем или иным образом на читателя-клиента).





Валерий Созаев и Ольга Марк

«Нарративная практика в работе с конфликтующими идентичностями:

христианский и ЛГБТ-контекст»

Человеку c идентичностью, составные части которой конфликтуют между собой, может казаться, что ему необходимо отказаться от одной из своих идентичностей в пользу другой или отказаться сразу от обеих в пользу чего-то третьего. Отказ от (части) собственной идентичности – достаточно болезненный процесс, сопровождаемый множественными кризисами. Но действительно ли необходимо жертвовать одним ради другого? Нарративная практика помогает выстроить контекст личной истории, в котором конфликтующие идентичности начинают поддерживать и укреплять друг друга, образуя так называемую мозаичную идентичность в ее уникальном воплощении. Мы рассмотрим это на примере своей работы с людьми, сочетающими христианскую и ЛГБТ-идентичность, которые в представлении доминирующих в обществе дискурсов радикально не совпадают между собой. Мы расскажем о своем опыте применения техник нарративной практики (свидетельский отклик, восстановление участия значимых жизненных фигур, церемонии поддержки самоопределения, поддерживающий интерес к переплетениям и пересечениям ландшафтов действия и ландшафтов сознания, относящихся к разным идентичностям) в работе с людьми, желающими прийти к гармонизации своих идентичностей.



Артур Вафин

«Работа со стигмой»

В моем докладе речь пойдет о стигме (клейме), а также о том, какие существуют возможности от нее избавиться. Будучи консультантом в области политики и психологии, я ориентируюсь на недирективный диалог с клиентом и его повествование о самом себе без лишних вмешательств консультанта (такой подход сближает меня с гуманистической психологией Карла Роджерса). В определении стигмы я следую за американским социологом и социальным психологом Эрвином Гофманом. Как пишет Гофман, «термин “стигма” будет использоваться для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида... причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него. Качество, стигматизирующее один тип владельца, может лишь подтвердить обычность другого, и в этом смысле само по себе качество не является ни лестным, ни постыдным». Всего Гофман выделяет три основных типа стигм: 1. физическое уродство; 2. недостатки индивидуального характера (начиная от слабоволия и заканчивая наркоманией или презираемой обществом работой); 3. расовые, национальные и религиозные стигмы. К последнему также следует отнести сексуальные меньшинства.

В докладе также будет рассмотрена история девушки-клиента, которая обратилась ко мне за психологической помощью. История эта необычна, хотя и не единична. С развитием Интернет-технологий таких историй, увы, возможно, будет больше. Случай, о котором пойдет речь, связан с созданием аккаунта в социальной сети от имени другого человека, что называется, фэйковой (ложной) страницы.



Березина Александра

«Нарративные практики в профориентировании»

Над вопросами выбора профессии приходится задумываться многим старшеклассникам, а в последнее время и многим взрослым людям, столкнувшимся с проблемой продолжения своего профессионального пути. Практика моей работы в качестве профконсультанта показывает, что в  настоящее время для многих подростков и молодых людей это становится настоящей проблемой, так как часто они даже не знают, с какой стороны к ней подступиться, на что можно ориентироваться, выбирая свой жизненный путь. Традиционные методы профориентирования в такой ситуации практически не работают, так как большинство тестов и опросников основаны на самоотчете человека о своих способностях, интересах, склонностях и т.д.  В такой ситуации, на мой взгляд, хорошо применимы нарративные практики. Они как раз и позволяют помочь человеку, обратившемуся за помощью к профконсультанту, понять, каковы его представления о жизни, мечты, намерения, жизненные ценности. Определить, что для него важно в жизни, как это связано с выбором дальнейшего профессионального пути и как он может к этому приблизиться. И самое главное, на мой взгляд, это занять активную авторскую позицию по отношению к своей жизни, так как зачастую у человека, обратившегося за профконсультацией, есть ощущение, что от него ничего не зависит, что выбор за него все равно будет делать кто-то другой (родители, общество и т.д.) На мастер-классе я хочу поговорить об идеях, влияющих на выбор профессии, поделиться своими идеями о том, как можно использовать карты нарративной практики (экстернализаци, пере-сочинения, восстановления участия) в процессе профориентационного консультирования.



Александра Бочавер и Ольга Сковычева.

«"Освоение навыков" в родительской группе»

На мастерской мы хотим показать, как используем методику освоения навыков Бена Фурмана в работе родительской группы. Мы предложим участникам  мастерской обсудить собственные   проекты  овладения полезными навыками, которые     продвигают  их к предпочитаемым историям. Мы надеемся, что каждому удастся  выстроить систему поддержки для реализации его  проекта и окунуться в атмосферу воодушевления, сопровождающую  этот процесс.

Мы планируем рассказать, как родители, вдохновлённые собственными успехами и успехами других, начинают по-другому реагировать на трудности своих детей. Они становятся участниками  группы  поддержки для своих детей, помогают им  сформулировать  умение, которое  позволит  справиться с проблемой и создать программу овладения этим умением.



 





Васильева Евгения, Ольга Зотова

«Нарративная практика в работе с организацией: возможности и дилеммы»

Нам бы хотелось пригласить к обсуждению всех, кому интересно применение нарративных идей в контексте работы с организацией – как в бизнесе, так и в государственных учреждениях.

Сначала ведущие поделятся собственными историями привнесения нарративных идей в жизнь организаций и некоторыми выводами и наблюдениями, принимая во внимание всю многомерность существующих нарративов: от истории организации до истории подразделения и истории отдельного человека.

А затем на круглом столе, который последует за докладами, мы бы хотели обсудить возможности применения нарративной практики в контексте работы с организацией, и то, как она может помогать адаптации людей в разной корпоративной культуре.

Вот вопросы, которые мы задаем сами себе, и на которые мы бы хотели расширить ответы в результате этого обсуждения и обмена опытом между участниками:

- Какие возможности открывает нарративный подход для работы с организацией?

- Какие дополнительные инструменты предлагает?

- Какие ставит дилеммы?

Доклад 1: «Корпоративная культура и возможности применения нарративной практики в организационной психологии»

О ведущем: Евгения Васильева: организационный психолог, нарративный консультант

На мастер-классе будут обсуждаться перспективы применения нарраитивного подхода при работе с корпоративной культурой, адаптации персонала и медиации между сотрудниками организации.

Набор наблюдений:

– Корпоративная культура может стать в определенной степени механизмом давления, и степень этого давления будет определяться внутренним наполнением (требованиями, нормами и ценностями). Нередко это являются результатом всепроникающей практики сравнения себя и других с нормами и эталонами, принятыми в организации.

– Еще одним инструментом давления являются нормы и ценности принятые в конкретной структуре организации (управлении, отделе).

– Изучение нарративной практики в рамках организационной психологии может дать новые аспекты осмысления самого понятия «нарративная практика» и ее воздействия на участников коммуникации. Сотрудники организации, которые не считают себя частью данной культуры, могут освободиться от парализующего влияния стыда и вины, а взять на себя больше ответственности за свои поступки и свою роль в данной ситуации.

Ведущий расскажет о кейсах из практического опыта работы в государственных организациях, крупных региональных компаниях и проектных группах.

Доклад 2: «Нарративный коучинг в бизнес-контексте: возможности и дилеммы»

О ведущем: Ольга Зотова – коуч, бизнес-тренер, нарративный консультант. http://olgazotova.com

На этом мастер-классе ведущий расскажет о своем опыте применения идей и методов нарративного подхода в контексте коучинга в организации – как индивидуального коучинга для сотрудников, так и внедрения коучинга как инструмента менеджмента, в процессе организационных изменений.

А также о своих наблюдениях:

- В чем меня как коуча поддерживает нарративная практика, какие возможности открывает;

- В чем специфика применения нарративной практики в индивидуальном и бизнес-консультировании;

- Как соотносятся коучинговая позиция и этика коуча (в соответствии с этическим кодексом International Coach Federation) и позиция нарративного практика;

- Какие моменты взаимодействия коуча и клиента, коуча и заказчика (организации, где проводится коучинг) ставят наибольшие дилеммы и что может помочь их разрешить.



 



 



 



Воркшопы на конференцию: нарративная практика: возможности и точки роста. Осень 2012 года.

1. Екатерина Бурмистрова. Мастер - класс "Опыт проведения психологических групп для родителей: синтез подходов. От возрастно-психологического подхода через системный семейный к попыткам нарратива. 17 лет спустя"

В программе:

- рассказ о проектах "Клуб виноватых родителей",  "Между нами,   девочками", "Гнев в семье"

- попытки работы с нестандартным сообществом - многодетными родителями. 8 лет работы "клуба многодетной семьи"

- идеи и упражнения, которые оказались удачными

- графические методики, совместимые с нарративом в рамках работы с группой

- живой кусочек работы : "наиболее вредные мысли, влияющие на родителей"

- презентация книги



2. Ольга Павлова Я хотела предложить на конференцию небольшое обсуждение о возможностях и преимуществах нарративной психотерапии, исходя из следующих предположений:

Западная психотерапия развивалась последовательно. В отечественной практике классические методы психотерапии появились одновременно и нашли своих последователей и продолжателей.

Взаимодействие приверженцев разных направлений зачастую напоминает строителей Вавилонской башни.Однако ,в настоящее время все больше наблюдается тенденция к интеграции методов и выделению общего и ценного в терапевтической практике. Мне кажется, нарративная психотерапия объединяет лучшее: она недирективна, понятна клиенту,(преодолевает искусственность и длительность классических методов), работает непосредственно с заявленной проблемой и много чего еще, чем хотелось бы поделиться и обменяться примерно за полчаса. Я не могу с уверенностью отнести себя к нарративным терапевтам, скорее, к эклектикам. У меня длительный опыт консультирования. Возможно, мое выступление окажется полезным для начинающих практических психологов.

С наилучшими пожеланиями. Ольга Павлова 8 903 252 62 56 на всякий случай

3. Ольга Сковычева. Я хотела бы вести мастерскую с коллегой по "Перекрёстку", она абсолютно практическая, на 2 часа, можем уложиться в 1,5, если нужно.

Участники

получат клиентский (родительский, специалистский) опыт различных способов использования ассоциативных карт в индивидуальной и групповой работе,

примут участие в их методическом обсуждении.



Вот схема, но я бы её участникам не давала до мастерской.

1. Представление, сбор ожиданий и запросов.

2. Выбор карты актуального состояния отношений и короткая её презентация.

3. Альтернативные истории участников про карты друг друга.

4. Выбор и презентация карты, ассоцирующейся с предпочитаемым состоянием отношений.

5. Карты для перехода и их обсуждение.

6. Эмоциональная обратная связь.

7. Методическое обсуждение.

4. Мастер-класс

Нарративная медиация в работе с семьей

(авторская модификация модели медиации конфликтов семейных пар

«Комбинаторика пар» Эд Ватцке)

Ведущие:

Абраменко Анна –

детский и семейный психолог,

нарративный практик;



Великоцкая Анастасия –

подростковый психолог,

арттерапевт, медиатор.



Идея «комбинаторики пар» родилась и развивалась в практике оказания помощи при разрешении конфликтов между супругами. Ключевым моментом метода является введение косвенной коммуникации, а именно – «отзеркаливания»  медиаторами как историй, рассказанных сторонами конфликта, так и их взаимодействия друг с другом на медиации. В связи с этими появляется особое пространство для рефлексии участниками собственной позиции в конфликте.

На нашем мастер-классе мы представим созданную нами модификацию этой модели в нарративном ключе с акцентом на нарративном расспрашивании и прояснении истории клиентов.

Также мы продемонстрируем возможности этого метода в работе с семейными конфликтами не только между супругами, но и между детьми и родителями.

У участников мастер-класса будет возможность попрактиковать этот метод в рамках мастер-класса  и прочувствовать его, как говорится, «изнутри».

5. Полина Гальцева. Я работаю с детьми (от 1 месяца до 4 лет) в доме ребенка.  Большинство этих детей оказываются в семьях, некоторые переходят в детские дома, но практически ни у кого нет возможности  узнать из «первых рук» о том как они первый раз улыбнулись, какие игрушки предпочитали, были настойчивыми или деликатными, как сделали первый шаг…  Сейчас в сиротских учреждениях продвигается идея о «личном» пространстве,  «личных вещах», т.е. продвигают неплохие идеи, не меняя самой структуры и устройства сиротского учреждения. Я понимаю, что в данный момент не могу изменить структуру даже одного дома ребенка, но, возможно, смогу что-то сделать для конкретных детей и их будущих родителей.  

Моя идея: мы уже начали делать для каждого ребенка фотоальбомы с их личными фото. Пока эта работа достаточно формальна, т.к. есть определенные трудности, в т.ч. и материальные (покупка фотоальбомов, печать фотографий). Но, на мой взгляд, самая большая трудность в том, что воспитатели не понимают, зачем нужны эти альбомы, по их мнению, достаточно передать усыновителям фотографии и пусть они сами делают альбомы, подписывают их и т.д.

  Мне кажется, что важны не только сами фотографии, но и определенная история, факты выраженные словами. Другой вопрос, какие факты  и как их лучше формулировать. Почему я считаю это важным? Для принимающих родителей один из самых трудных моментов, говорить с ребенком о том времени, когда они еще не были знакомы, о том, что было «до…»: они испытывают много вины, может, злость к кровным родителям, реже благодарность или жалость, сочувствие. И еще считают, что у ребенка все было плохо до того как он появился в их семье, т.е. игнорируется или обесценивается определенная часть жизни ребенка, его история. Альбомы с описанием жизни ребенка могли бы стать основой для продолжения родителями, а потом и самим ребенком. Таким образом альбом мог бы стать основой для формирования идентичности, альтернативному источнику информации ребенка о себе, собственной уникальности.

Пока думала о том как сформулировать свою идею на ФБ выложили (фрагмент статьи Джилл Фридман и Джина Комбса, опубликованный в блоге Джина Комбса: http://shrinkrants.tumblr.com/post/30725397543/how-narrative-therapists-conceptualize-identity) Спасибо Даше

Этот отрывок как раз иллюстрирует мою идею:

«истории и переживания, которые формируют наше процессуальное, меняющееся от мгновения к мгновению ощущение «себя», размещаются в разных местах - в воспоминаниях других людей, медицинских картах, в граффити, на страницах одноклассников в Facebook и еще много где. Иногда эти истории собираются из разных источников в нечто единое, в результате чего определенное ощущение идентичности «уплотняется», укрепляется.»

Если говорить о том, чего хотелось бы получить на конференции: откликов разных людей о том, что для них значат детские фотки, имеет ли значение что на них изображено, какие сюжеты оказывают наибольшее влияние на их представление о себе. Идеи о том как могут быть сформулированы тексты в подобных альбомах, может удастся сформулировать идеи о концепции составления альбомов для детей, рекомендации для специалистов и родителей (возможно, не только сирот, моей Сашке через два месяца 18,  может и ей что-то перепадет в виде «нарративного альбома» о ее детсве )

6. Олеся Лена Баскина, Павел . . .Мы расскажем о собственном опыте психологической работы с группами подростков с использованием нарративного подхода. В частности, разговор пойдет о методике «Дерево Жизни» и «Команда под прикрытием». В качестве иллюстраций мы покажем фото- и видео-материалы и поделимся своими соображениями относительно потенциала этих методик в групповой работе с подростками и возможностей их модификации. Мы поговорим о культурных особенностях участников и ведущих, а также о различных трудностях, с которыми мы сталкивались в работе. В завершении мы предложим вам совместно поискать пути их преодоления и нащупать новые возможности для применения этих методик.

Нам нужен 1 час времени, лучше после 19.00, т.к. у двоих из нас учеба, а третьего - тренинг в этот день.

7. Ольга Пылаева. "Использование коллажа и ассоциатив¬ных карт в нарративно¬й практике"

В ходе данного мастер-класса мы вместе будем создавать пространст¬во для того, чтобы поговорить¬ о возможност¬ях, которые открывают данные приемы, о различных способах их применения¬ и выполнения¬ с детьми, взрослыми и парами, постараемс¬я сделать свои коллажи, уплотнить предпочита¬емые истории работая в парах, поделиться¬ свои опытом в общем круге.

Приветству¬ется если участники мастер-класса захватят с собой парочку - тройку любимых журналов,и¬ли первое что попадется под руку, в том чисте газеты и т.д. клей карандаш и ножницы - большие и маленькие)¬))

предполага¬емая продолжите¬льность мастер-класса - 2 часа

хотелось бы чтоб было человек не более 15 - ну это так, для камерности¬).



 



 


Нарративная психология 2019 г.