Главная / Литература

Семинар «Нарративная практика и психиатрия». Материалы. Вы можете прочитать и ознакомиться с цитатами, вопросами и некоторыми идеями, которые я использовала при подготовке к семинаре о возможностях нарративной практики для работы с людьми с особенностями.

Майкл Уайт «Нарративная практика. Продолжая разговор»

«Частично благодаря прослушиванию и просматриванию записей (встреч с клиентами) я пришел к выводу, что хорошая жизнь  содержит примерно 97% обманутых инициатив, в то время как полная проблем – результат примерно 98% проваленных инициатив. Просматривая и вслушиваясь в разговоры, я пришел к выводу, что терапевтическая практика является успешной, если она позволяет совершиться 1% инициатив, провалившихся бы без нее.»

Су Елен Хамкинс «Исскуство Нарративной психиатрии» 

Нарративные идеи, которые вдохновляют Нарративную Психиатрию

Мы создаем смыслы и становимся теми, кто мы есть, через взаимоотношения в контексте нашей культуры.

Истории отражают наше осмысление собственного опыта.

Истории отражают нас самих и то, что мы говорим формирует наш опыт реальности.

Наши идентичности создают нарративы о происходящих событиях в нашей жизни исходя из того, 

\что мы ценим в жизни. 

Рождающиеся истории о силе и смыслах могут быть использованы в нарративах, дающих ресурсы для выздоровления.

Наши ценности влияют на наши намерения, которые приводят затем к действиям.

Культурные нарративы и практики, которые разделяют общие ценности, способствуют активизации дискурсов, которые могут оказать мощный эффект, хотя и остаться практически невидимыми.

Дискурсы, оказывающие на нас влияние, могут быть деконструированы, чтобы дать проявиться ценностям, на которые они опираются.

Дискурсам, которые поддерживают проблему, можно противостоять;нарративы и практики, которые придают силы, можно взращивать.

Ключевые моменты практики нарративной психиатрии

Создавать эмпатическое общение и объединяющее взаимодействие

Начинать с истории об успехах:

-возможность увидеть человека без проблемы

Понимание опыта пациента по отношению к проблеме:

-возможность увидеть проблему вне человека

Развитие истории о силе и смыслах и деконструирование нарративов, которые подпитывают проблему:

- уделять внимание ценностям и стремлениям.

Рассматривать психиатрический ресурс в сотрудничестве в свете ценностей пациента.

Поддерживать пациента в осуществлении шагов навстречу его или ее видению собственного   благополучия.



Ключевые моменты о терапевтических отношениях в нарративной психиатрии

Значение, которое мы придаем опыту и чувствам – истории, которые делают нас такими, какие мы есть – создаются в отношениях.

Проговаривание эмоциональных историй таким образом, чтобы это служило излечению, требует наличия эмоционально созвучно настроенного слушателя.

Сотрудничество требует работы бок о бок с нашими пациентами, воспринимая их партнерами в вопросах определения природы проблем , с которыми им приходится сталкиваться и в обсуждении возможностей лечения.

В нарративной психиатрии мы занимаем «децентрированную, но влиятельную» позицию, в которой мы выступаем скорее в консультативной роли перед пациентом, чем в авторитарной.

Стараясь быть созвучными нашим пациентам в их культурных дискурсах за счет понимания широких контекстов, в которых они и мы существуем, мы создаем оздоравливающий терапевтический альянс.

Обращаясь к воздействию на жизнь пациента рассовых, культурных особенностей, сексуальной принадлежности, а также других видов идентичности и других нарративов, бережно обращаясь с процессами привилегированности и маргинализации мы получаем возможность построить доверительные отношения и поддерживать взаимопонимание.

Собственная прозрачность в отношениях с нашими пациентами в отношении наших действий в процессе лечения и их причин приводит к установлению уважительных отношений и развивает доверие.

Рассмотрение пациентов в качестве партнеров в процессе лечения способствует процессу излечения, поскольку пациенты обладают большими возможностями прояснять и давать голос тому, что для каждого из них является ценным и необходимым.



Джонелла Берд «Разговоры, которые могут петь».

Процесс обнаружения смысла через диалог в настоящий момент с помощью терапевтических отношений требует внимательности к относительному окружению. Это относительное окружение включает мысли, чувства, ощущения, образы, ответы тела, запахи, сказанное, частично сказанное.. то, что борется со словами, эмоциональность сказанных слов, взгляд, присутствие, отсутствие и еще очень много  всего. Рассматривая смысл сквозь диалог как процесс путешествия мы (терапевт и клиент) создает необходимый путь, находя необходимый язык.  Наоборот, автор текста создает путь и сам его преодолевает, сквозь логические построения его или ее мыслей.

Создание относительных языковых конструкций, в которых воплощается жизненный опыт, может помочь человеку преодолеть или минимизировать такой подход к собственному опыту, как «Чувства не имеют ничего общего с реальностью и нелогичны», так же как стремление приписывать привилегированное положение собственным ощущениям «Я чувствую – значит, это так и есть». Вместо этого, опыт исследуется в контексте, рассматривается относительно и оценивается. Такое прямое, жизненное, экспериментальное исследование может способствовать созданию объяснения диссонансов, которые человек (клиент) ощущает в своих попытках осмыслить опыт с помощью доминантных психологических и культурных нарративов. Этот диссонанс часто впоследующем играет роль в патологизации селф с помощью таких утверждений, как «я просто конченый человек», «Я созависимый», «Я просто должен преодолеть это».

Когда мы прислушиваемся к телу, разуму, чувствам, ощущениям, образам, запахам, мы готовимся  к тому, чтобы сделать осторожный шаг с человеком в земли, которые содержат в себе как обещание освобоождения, так и страх уничтожения.       





Отношение к болезни

Упражнение

Это возможность поисследовать наше отношение и то, что мы привносим с собой в разговор с клиентом, в случае, если перед нам человек с особенностями. 

Представьте, что вы встретились с человеком, который обладает некоторыми особенностями в психической сфере. 

1.    Как на вас влияет то, что этот человек отличается от «остальных», которые ходят по улице?



2.    То, что вас ждет клиент «с особенностями» - что делает с вами? 



3.    Какие мысли приходят к вам в голову? Какие ощущения? Какие чувства?





4.    Что это мысли, ощущения и чувства заставляют вас делать?



5.    Как эти ощущения, мысли, чувства, образы влияют на ваше видение себя в этот момент? Каким вы себя видите? 



6.    Как вы видите вашу «зону ответственности», то, что вы «должны делать», как профессионал?





7.    Какие смыслы, ценности проявляются в данный момент? 



8.    Что в разговоре с таким человеком вы делаете больше . .. .меньше. ..  ., чем в разговоре с «обычным» человеком?



9.    Как это может влиять на человека напротив вас? 



10.    Какие мысли, чувства, ощущения может вызывать у него?



11.    Какие образы? Какому видению себя, своей болезни способствовать? Своей жизни?



12.    К каким шагам направлять?



Собственная телесная особенность



Образец создания основанной на силе и ценностях документации по первой консультации

Описание человека без проблемы (включая его предметы страсти, интересы, ценности, навыки, достижения, источники вдохновения)

Цели, которые видит пациент в лечении, его образ хорошего самочувствия.

Главные беспокойства: 

История проблемы, усилия и успехи в ее преодолении.

История семьи: 

(включая семейные ценности, навыки, ресурсы, чем члены семьи любуются в человеке, проблемы, с которыми члены семьи сталкивались и\или преодолевали).

Самочувствие с медицинской точки зрения и проблема.

Обследование, уровень умственного развития.

Краткое изложение: 

(включая сильные стороны, навыки, отношения, поддержку, ценности, успех в достижениии хорошего самочувствия, как оно видится; проблемы в фокусе лечения).

Оценка рисков: 

(включает риск нанесения вреда себе и окружающим, факторы защиты)

Диагноз, обсужденный с пациентом.

Совместно выработанный план лечения.

Вопросы Су Эллен Хэмпкинс из книги «Искусство нарративной психиатрии»



Вопросы, которые помогают понять человека без проблемы:

Что вдохновляет вас в жизни?

Что заставляет вас чувствовать себя живым в большей степени?

Какие аспекты жизни вы ощущаете наиболее успешными и вдохновляющими вас?

Что вы любите делать?

Что дает вам наибольший интерес и удовольствие в последнее время?

Какие взгляды у вас есть на дальнейшую жизнь?



Примеры вопросов для прояснения историй о силе 

Что ваша способность добиваться таким образом целей говорит о ваших способностях?

Можно ли употребить слово «креативность» для описания вашего подхода к проблеме?

Что вас манит, влечет, позволяя таким образом достигать успеха?

Как можно назвать эту вашу способность?

Как бы вы сказали, что дает вам возможность преодолеть эту проблему?



Примеры вопросов для пряснения истории об интенциях, ценностях, видении

Навстречу каким целям вы направляете  вашу способность упорно добиваться?

Какой вам бы хотелось, чтобы стала ваша жизнь?

Что ваши усилия преуспеть в жизни таким образом говорят о ваших стремлениях в жизни?

Связаны ли ваши навыки дружелюбия с ценностями, которые для вас важны в жизни?

Свидетельствуют ли ваши поступки о тех обязательствах, которых вы придерживаетесь в вашей жизни?





Примеры вопросов для развития позитивной семейной истории

С кем из вашей семьи вы чувствуете себя ближе всего?

Что этому человеку нравится в вас? Чем он любуется в вас?

Является ли то, чем он любуется в вас, показателем ценностей, которым придают особое значение в вашей семье?

Чему, как вам кажется, уделяется особенное внимание в вашей семье?

Есть ли в вашей семье еще кто-то, кому приходится трудиться, чтобы преодолеть депрессию? Что они делают, чтобы противостоять ее влиянию на их жизнь?

Есть ли кто-то в вашей семье, кто тоже бы бросал вызов биполярному расстройству? Каковы его стратегии по уменьшению его эффектов?

Есть ли в вашей семье кто-то, кто сталкивался с проблемой алкоголя и наркотиков?

Старались ли они минимизировать негативные эффекты этой проблемы на семью? Что они делали?





Примеры вопросов для совместного обсуждения оценки полезности психотропных медикаментов.

Решили ли вы попробовать медикаменты?

Как это было для вас?

Что вы думаете об эффектах этих медикаментов?

Насколько это подходит вам?

Что позитивного было в этом для вас?

Какие негативные эффекты вы заметили?

Как вам кажется, положительные результаты принятия данного препарата превесили негативные эффекты?

Какие вопросы у вас остались по поводу этого препарата?

Что вы думаете по поводу дальнейшего использования данного препарата?

Что вам подходит в использовании данного препарата – что нет?

Хотели бы вы дальше использовать данные медикаменты?



Примеры вопросов для совместного создания плана ответа на угрожающие жизни проблемы

Если мания снова появится и будет стараться разрушить вашу жизнь, каковы ваши предпочтения относительно ее сдерживания?

Какие вещи мы можем поместить в ваш план по спасения в случае, если стремление покончить жизнь самоубийством вернется?

Есть ли в вашем окружении кто-то, кому бы вы могли доверить помощь в принятии решения относительно времени госпитализации?

Если вдруг так случится, что депрессия вернется и повлечет за собой стремление покончить жизнь самоубийством,  которому вы не сможете сопротивляться, каковы ваши предпочтения относительно возможностей моей помощи в том, чтобы оградить вас от опасностей?

В случае, если вы совсем потеряете надежду и будете готовы убить себя, и госпитализация окажется единственно возможным выходом, чтобы остаться в безопасности, какой госпиталь вы хотели бы выбрать?



 



 



 



 


Нарративная психология 2019 г.