Главная / Литература



Методика Дерево жизни для работы с детьми, разработанная Нказело Нкюб и Дэвидом Дэнборро, обогащенная методиками наррадрамы, разработанными Памелой Дьюнн.

Эта методика представляет собой приглашение участника подумать о своей жизни, оставаясь в контакте со своими знаниями и надеждами. Создать свое Дерево Жизни.

Инструкция: Предложите участнику нарисовать дерево. Подумать о своей жизни, как о дереве. После завершения работы (лучше, чтобы она была на большом листе бумаги) предложите участнику обратить внимание на следующие шесть частей:

Замечание автора: Дерево Жизни является длительной методикой. Поэтому можно использовать не всю, а лишь некоторые идеи Наррадрамы и использовать частично.

1. Корни.  – откуда ты родом? История семьи, предков, расширенной семьи и тех, кто оказался учителями.



Замечание для Наррадрамы: Расставьте пустые стулья, чтобы представить важных людей расширенной семьи, предков и учителей. Участник может играть роль каждого важного человека, пересаживаясь с одного стула на другой и произнося несколько слов от его лица. Более младшие дети могут выбрать игрушки в качестве представителей важных людей в своей жизни и каждая игрушка может представить себя и рассказать несколько слов. Пункты 1 и 5 могут сопровождаться одинаковыми действиями, вся разница в том, что в пункте 1 работа фокусируется на предках, а в пункте 5 на членах расширенной семьи.



2. Почва – представляет собой все то, что составляет жизнь в настоящий момент. Она может представлять из себя те формы деятельности, в которые ребенок вовлечен в своей каждодневной жизни (можно показать эти виды деятельности).



Замечание для Наррадрамы: создайте живые скульптуры некоторых видов деятельности, которые являются наиболее важными для вас.



3. Ствол. Навыки, способности и компетентность. К примеру – доброта, забота, сила воли. Это навыки, которые особенно ценятся участником в жизни.



Замечание для Наррадрамы: покажите неоторые из этих характеристик, создавая сценки с репликами героев, или с помощью живых скульптур.



4. Ветви – надежды, мечты, желания, направление, в котором хотелось бы, чтобы развивалась жизнь в дальнейшем.



Замечание для Наррадрамы: создайте живую скульптуру предпочитаемого будущего, отражающего ваши надежды.



5. Листья – важные люди в вашей жизни. Люди, обладающие особой ценностью. Это могут быть как живые, так и те, кто покинул этот мир.



Замечание для Наррадрамы: Поставьте несколько стульев, символизирующих людей в вашей жизни. Присаживаясь на каждый из них, побудьте в роли каждого выбранного человека и скажите несколько слов о себе. Каждый стул представляет одного из тех, кого вы особенно цените. Меняя стулья, вы переходите от одного человека к другому. Младшим детям можно предложить использовать игрушки, чтобы показать каждого из этих людей и сказать несколько слов от его лица.



6. Плоды: дары, полученные вами (к примеру, дар оказывать поддержку другим, быть любимым. Обучение, поддержка, знания).



Замечание для Наррадрамы: Создайте ритуал, показывающий дар, который вы получили. Этот ритуал может быть результатом совместной деятельности целой группы или отдельно каждого участника, выбирающего один дар как часть ритуала.



ВСЕ ЭТИ ШЕСТЬ ШАГОВ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ НЕПОСТРЕДСТВЕННО К НАРИСОВАННОМУ ДЕРЕВУ И ЕГО ЧАСТЯМ И ПОКАЗЫВАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ ЭТИХ ШАГОВ С ВОЗДЕЙСТВИЯМИ НАРРАДРАМЫ.



Общие Замечания по поводу методики Дерево Жизни:

Представляя свою жизнь в виде дерева, мы обращаемся к разным частям дерева, к разным аспектам жизни. Таким образом, мы узнаем некоторые особые, специальные способности участников.



Как вы относитесь к тому, что смогли помочь участникам показать вам эти дары и особые знания?



Рефлексивная команда или Индивидуальная рефлексия работы с Деревом.

Замечания: Что этот опыт значит для ребенка? Что может для него означать возможность иначе осмыслить нечто в своей жизни? Это чествование тех хороших вещей, которыми мы обладаем в нашей жизни.



Создание Острова Безопасности (для дерева). Это позволит участникам создать пространство для совладания с проблемами в собственной жизни.



ШАГИ С СЕДЬМОГО ПО ДЕСЯТЫЙ ПОКАЗЫВАЮТ  ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ДЕРЕВО ЖИЗНИ.



7. Лес жизни. Участники обращают внимание на богатство своих жизней, надежд, способностей и красоту, наполняющую их жизнь.



Участники составляют свои деревья вместе для создания леса. Терапевт комментирует «Какой прекрасный лес у нас получился. Деревья красочные, яркие. Теперь у каждого из нас есть возможность подойти к дереву, которое не является нашим. Нарисуйте или напишите на листе другого участника несколько слов ободрения и поддержки для его автора.»



Замечание: эта работа дает много сил и является крайне поддерживающей для участников.



Замечание для Наррадрамы: Участники могут перерассказать истории. Некоторые истории могут пересекаться. Это истории о надеждах, умениях и навыках.



Участники группы рисуют или пишут слова ободрения на деревьях.



Замечание: Перерассказывание является очень ресурным для участников.



8. Шторм Жизни. Обратите свое внимание на сложности, с которыми вы встречаетесь в жизни, однако не теряйте из поля зрения свои умения и навыки.



Замечание для Наррадрамы: Участник может нарисовать картину шторма и показать проблемы штормовыми облаками.



Участников просят создать группы и обсудить, как они могут справляться со штормом жизни. Что возможно делать в жизни такого, что позволило бы оставаться свободными от штормов?



Замечание для Наррадрамы: Участники могут создать сцену, в которой показать возможные пути совладания со штормом или показать живую скульптуру шторма.



Замечание для Наррадрамы: Покажите с помощью живой скульптуры действие, которое помогает вам совладать со штормом.



Ведущий обращает внимание на то, какими удивительными являются деревья, как они красивы и какими разными они являются.



Свободны ли эти деревья от опасностей?

9. Дерево жизни. Празднование, чествование.



Терапевт создает вместе с участниками ритуал для чествования, вручает сертификаты.



Эта часть преследует следующие цели:

Отдать честь новым знаниям,

Отпраздновать выдачу сертификатов участникам.

Возможности: Группа может создать песню, в которой воздать честь жизни.



Сертификат Дерева Жизни (имеет изображение дерева на нем).

Этот сертификат подтверждает, что ______________обладает знаниями и возможностями для того, чтобы поддерживать себя в этой жизни, воплощать свои мечты и опираться на тех, кто поддерживает в жизни.



Хотела бы отдать должное следующим людям своей жизни: _______________________.



Каждому участнику предлагается написать письмо какому-то особому человеку в его жизни. (Участник читает письмо вслух, как если бы он читал его этому человеку). Участники также могут написать письма другим участникам своей группы. Они могут написать письма ободрения и поддержики друг другу.



Пример письма ребенка: сегодня мы рисовали красивую штуку. Это было Дерево Жизни. Я сказал, что хотел бы вырасти и стать механиком. Я хотел бы вырасти и стать сильным, таким сильным, чтобы позаботиться о тебе.


Нарративная психология 2019 г.