Главная / Литература

Джон Уинслейд,  Джеральд Монк «Чем нарративное консультирование отличается от консультирования в других подходах»

отрывок из книги Джона Уинслейда «Нарративное консультирование в школе» («Narrative Counseling in Schools», John M. Winslade, Gerald D. Monk, 2007 Corwin Press)

Нарративный подход в консультировании не построен на тех же допущениях, что и консультированием в других подходах, и нам кажется, что эти отличия делают нарративное консультирование уникальным для школьной работы. Мы выделили семь основных отличий:

1. Нарративный подход не ставит своей целью долговременную работу по перестройке личности.  А также не ставит своей целью погружение в детские переживания и излечение детских травм. В рамках работы школьных психологов такое погружение и не является возможным, поскольку консультирование клиентов происходит в самом детстве. Нарративный подход является кратким методом работы, что также лучше подходит в ситуации школы, чем подход, основывающийся на глубоком исследовании.

2. Нарративный подход не строится на экспертном знании консультанта, даже если это знание подтверждается статистически валидными исследованиями. Нарративные консультанты верят в то, что более скромным и эффективным является возможность положиться на знание клиента о том, что может в действительности привести к изменениям.

3. Нарративное консультирование – это метод, который не фокусируется на продуцировании интенсивных эмоций или очищающего катарсиса для достижения изменений. Это не значит, что нарративные консультанты прежде всего обращаются к когнитивным функциям или что они игнорируют чувства клиента. Наоборот, они очень озабочены принятием, заботой и уважением чувств, которые продуцируются проблемой. Однако механизмы изменений в нарративном консультировании происходят в большей степени благодаря изменениям в истории, нежели изменениям в переживаниях.  Мы рассматриваем чувства или эмоции (как и мысли или знания) в качестве производной более широкой истории и считаем, что как те, так и другие могут измениться вместе с изменившейся историей. Чувства человека показывают его место в истории, которая в данный момент составляет его опыт. Если кто-то будет застигнут посреди проблемной истории, нарративный практик не будет просить человека присвоить чувства, которые сопровождают эту историю, как это делают другие виды терапии. Мы больше интересуемся приглашением человека «раз-идентифицироваться» с проблемной историей и присвоить свою компетентность и ресурсность или способности находить решение, нежели закрепить свое владение проблемой.

4. Нарративный подход к консультрованию не делает предпочтений моменту «здесь и теперь» перед прошлым и будущим, как это делают некоторые виды терапии. Причиной является свойство историй двигаться сквозь время. Все настоящие моменты имеют свое прошлое и будущее. Мы пытаемся создавать связи между этими моментами, особенно развивая альтернативную историю, которая может стать некоторым базисом для возможности двигаться вперед. Фокусировка только на настоящем может означать для нас потерю некоторых ресурсов, которые способны были бы сослужить хорошую службу процессу консультирования.

5. Нарративный подход в консультировании не требует от клиента особенного разговорного жаргона. Нарративный консультант не должен учить клиента говорить особенным образом. Вместо этого, нарративный подход требует от консультанта слушать метафору клиента (в этой книге, это будет учащийся) и учиться говорить на этом же языке.  Более того, клиенту не обязательно быть человеком хорошо артикулирующим или достаточно взрослым, чтобы участвовать в нарративном консультировании. Даже маленькие дети (можно сказать особенно маленькие дети) очень быстро учатся говорить метафорами. Нарративные консультанты учатся говорить на языке, близком и понятном детям. Поэтому можно сказать, что нарративный подход отлично подходит для работы с таким языком, который понятен школьникам.

6. Нарративный подход в консультировании не фокусируется на индивидуальности, отделяя ее от семьи, группы сверстников или социального контекста. Вместо этого, нарративное консультирование является методом поиска значимых других в жизни человека как внешних свидетелей, которые могут отмечать нечто новое в истории, которую человек строит, способствуя, таким образом, ее росту. Это такой подход к консультированию, который больше подходит для создания сообществ и дружеских взаимоотношений, чем для усиления индивидуального одиночного селф.  Так как школы являются маленькими сообществами, в которых разным группам людей приходится жить и работать вместе, мы верим, что этот подход к консультированию, который как раз ставит перед собой такую задачу, идеально подходит для школьного контекста.

7. Наконец, нарративная перспектива не опирается на тексты, которые психология во множестве создала, о сущности человеческой натуры и которые столь популярны в современном обществе. Опора на человеческую сущность является общим для многих теорий консультирования. Нарративная перспектива, концентрируясь на влиянии дискурсов, заключатся в возможности занять позицию, из которой возможно давать ответ на увеличивающуюся сложность культурного многообразия и замечать, как культуральные истории мощно влияют на жизнь молодых людей. Таким образом, нарративное консультирование является методом, который позволяет консультантам эффективно работать с разнообразием  сил культуры, направляя их на благо жизни ребенка.

 


Нарративная психология 2019 г.