Главная / Литература

Наррадрама и дети

Вступление к книге Памелы Дьюнн «Narradrama with children».



Нарративные терапевты утверждают в своей работе сотрудничающий, уважительный и релятивистский процесс. Драматические техники, являясь источниками творчества и спонтанности, способны обогатить его. Проигрывания и взятие на себя той или иной роли – что не составляет труда для большинства детей – открывают возможности для самораскрытия, исследования и роста. Многие дети демонстрируют сложности вербализации собственного опыта вследствии недоразвития вербальных способностей, а также способностей к абстракции. Каждая сцена в ролевом разыгрывании вдохновляет творческие способности ребенка и его возможности играть, а также открывает возможности для истории быть рассказанной иначе.

Роли позволяют проиграть историю иначе

В своих поздних работах Том Андерсон говорил, что он всегда ориентируется на расширение  палитры знаний об истории, то есть о том, что хорошего могла бы дать клиенту та или иная изл них. Так, проигрывание разных ролей позволяет взглянуть на истории с разных точек зрения. Используя наррадраму, маленький ребенок может примерить на себя роль мамы, папы, брата или сестры или кого-то еще. Каждое изменение ролей открывает новые возможности понимания и проигрывания истории. Форма драмы (можно сказать, определенный путь выявить историю на свет) позволяет ребенку поисследовать историю с разных сторон. История может быть рассказана с помощью кукольного театра, как импровизация, диалог, ритуал с использованием масок, с помощью песочницы, цветных лоскутов ткани, музыки и так далее. Проигрывая разные роли, от людей до неодушевленных предметов, дети становятся способны видеть жизнь с разных точек зрения. Делая все это возможным, мы как бы открываем для ребенка дополнительное пространство и новые возможности.

Наррадрама, приглашая к спонтанному взаимному изменению как ребенка, так и терапевта, обычно ощущается на невербальном уровне как возможность со стороны терапевта выразить свое уважение ребенку, почувствовать ребенка, позволяя терапевту еще раз напомнить себе о том, чтобы не вторгаться в жизнь ребенка под личиной эксперта.

Творческие материалы и раскрытие возможностей

Многие дети получают большую пользу просто через игру с использованием собственного драматического воображения с помощью разнообразных материалов. Иногда ребенок предпочитает определенный вид материалов, таких, как куклы, предметы, платки, маски. Когда терапевт поддерживает эти предпочтнения, ребенок формирует терапевтическое пространство, в котором чувствует себя защищенно, уважаемым со стороны других, ощущает творчески и весело. Все это помогает распахнуть, преодолеть узость терапевтического пространства.

Приглашение Историй и Описаний Идентичности ситуаций Успеха и Компетентности

Исследуя работу с детьми, важно приглашать истории скорее успеха и компетентности, чем дефицита, провалов и некомпетентности. Базирующиеся на негативе, дефицитарности описания себя (медленно соображающий, неспособный контролировать, мрачный и так далее) распространяется на всю личность ребенка, толкая его на развитие беспомощного, дефицитарного стиля жизни. Поскольку подобные описания противоречат влиянию существующих альтернативных знаний о возможностях, возможности начинают подавляться. В таких случаях язык экстернализации, помогающий развитию альтернативных историй компетентности (таких, как хороший друг, помогающий и так далее) является очень важным.

Создание Окружающей среды для Настоящего Момента

Терапевт создает вместе с ребенком окружающую среду, базируясь на принципах нарратива, наррадрамы и идеях заботы. Терапевт остается в настоящем ребенка, стараясь длить важные моменты этого настоящего. Это выглядит, как возможность дать ребенку рассказать о неприятностях или успешных историях снова и снова, много раз, не стараясь переключить его внимание на что-то другое, но оставаясь с ним в его настоящем. У детей крайне активно работает правая сторона мозга. Дети часто стремятся рассказать истории, важные для них, много раз подряд. Редкая удача, когда правая и левая сторона мозга могут работать слаженно. Особенно в работе с маленькими детьми терапевту необходимо отвечать на эмоциональные запросы правого полушария. Это называется эмоциональной подстройкой, которая показывает, насколько глубоко мы можем установить с другим связь и позволить ему выразить то, что он чувствовал. Проявление эмпатии в выражении лица, заботливый голос и безоценочность являются также крайне важным в этом процессе.

Важные Терапевтические Области в работе с Ребенком

Празднование Принятия Решений – это процесс поддержки процесса принятия решений, тех шагов ребенка, в которых он проявляется экспертом своей жизни. Через проигрывание различных альтернатив проблемной истории, а также исследование альтернативных выборов развиваются и укрепляются способности ребенка самому принимать решения. Данный опыт развивает высшие психические функции и позволяет мозгу работать лучше. Крайне важным является здесь необходимость уважать знания и мудрость ребенка (так называемое «внутреннее знание»). Терапевт поддерживает ребенка в том, чтобы проигрывать и называть истории, которые иллюстрируют его экспертность.

Контроль Эмоций и своего Тела – Приглашая ребенка участвовать в драме, мы уважаем его чувство защищенности и позволяем ему поисследовать чувства. Можно создавать маски чувств, исследовать чувство с помощью движений (спонтанные движения позволяют открыть возможности для творчества и энергии и могут помочь изменить эмоциональный настрой), поиграть по ролям с куклами или делать дыхательные упражнения. Для того, чтобы помочь чувствам найти свое выражение, можно также предложить умственные упражнения, такие как Центр сознания, которые вдохновляют ребенка на то, чтобы назвать и увидеть разные части себя и позволить сознанию двигаться сквозь эти части.

Идентификация Знаков своего Тела и Эмоциональных Процессов – создав определенный контакт с ребенком, присутствуя вместе с ним в его настоящем, терапевт может попросить ребенка посмотреть, идентифициоровать и назвать то, что он чувствует в своем теле (к примеру, напряжение, спокойствие, тяжесть в животе).

Эмпатия – предполагает открытие чувств, желаний и ожиданий другого. Это функции высших отделов мозга. Чтобы сделать этот процесс проще, можно предложить ребенку взять на себя одну роль (посмотреть с одной точки зрения), а потом противоположную (посмотреть с другой точки зрения). Расширяя свой ролевой потенциал, ребенок также просматривает разные перспективы, позволяющие развиваться эмпатии. Это дает возможность ребенку понять и показать чувства другого.

Мораль, Этика, Доброта и Уважение – Дети могут быть приглашены к обсуждению правильного и неправильного, а также изучению того, что является лучшим в ситуации, исходя из собственных индивидуальных потребностей. Они уже, как правило, имеют некоторый опыт шагов в этом направлении, однако этот опыт не является для них видимым. С помощью наррадрамы дети могут исследовать гипотетические ситуации, в которых проявляются этические вопросы (к примеру, что если задира пристает к тебе в школе и нет взрослых рядом, что ты сделаешь?).

Экстернализация: отделение Человека от Проблемы.

Экстернализация с детьми проходит просто через использование предметов, марионеток и ростовых кукол, масок и других творческих материалов. Эти предметы (которые могут быть разнообразными по материалу, форме, весу и внешнему виду) становятся некоторым особым приглашением, некоторой опорой ребенка. Инструменты, марионетки, куклы дают возможность исследовать характеры и истории. Предмет помогает ребенку экстернализироать и отделить себя от проблемы, стать режиссером своей собственной истории. Экстернализация позволяет появиться некоторому пространству между ребенком и проблемой. К примеру, ребенок, который выбрал игрушечного динозавра в качестве «Большой Злости» может исследовать пути развития разных взаимоотношений с этой «Большой Злостью».

Виды Игры

Анна Катанах (1992 – 1994), английский игровой терапевт и сертифицированный психодраматист, описывает три вида игры, которые открывают разные пути для развития важного опыта:

1. Конструктивные игры (игры воплощения) – исследование ребенком мира через чувства, используя пластилин, слизь, глину или иные тактильные материалы. Чувства приглашают к исследованию того, что окружает нас, а простое понимание создает условия для его расширения своего собственного мира.

2. Поступательные (прогрессивные) игры – такие, в которых ребенок исследует мир вокруг себя через игрушки, куклы и другие объекты. Предметы, такие, как игрушки, куклы и марионетки помогают экстернализировать и отделять себя от проблемы, а также рассматривать возможные последствия и перспективы.

3. Ролевые игры – игры, в которых ребенок играет себя в знакомой ситуации, а потом становится кем-то другим.

Процесс драматизации выступает неким агентом в процессе выздоровления, позволяя осуществляться трансформациям от каждодневной реальности к драматической. Этот опыт трансформации создает некоторое перемещение для ребенка, который ощущает изменение на кинестетическом уровне, уровне тела. Драматическое проигрывание становится более глобальной темой, если ее использовать для описания игр маленьких детей, когда они спонтанно берут на себя роли и отбрасывают их, а также придумывают творческое действо. Драматические игры детей включают в себя и конструктивные игры, и поступательные и ролевые, согласно периодизации Каттанах.

Структура Сессии Наррадрамы

Типичная сессия Наррадрамы начинается с разогрева, который позволяет оживить социальное взаимодействие, способность к игре, а также способствует энергетизации и спонтанности. Разогрев может происходить как с малыми группами, так и с группой целиком и включает в себя театральные игры, движения, арт-методы. После разогрева терапевт совместно с ребенком (или несколькими детьми) начинает более долгую, продолжительную, центральную часть (которая зависит от целей группы), используя формы импровизации, драматизации терапевтических историй, вынесенную вовне экстернализацию или живые скульптуры, импровизации решения проблемы (к примеру, незаконченные проблемы, объединение в проблемных сценах, живые фильмы и т д). Действо заканчивается некоторой формой деролинга (согласно возрасту) и рефлексией. Для этого можно использовать ритуалы, арт-методы или движения.

Нарратив и Концепция Драма Терапии для детей

Концепция наррадрамы объединяет в себе драма терапию и нарративные принципы. Далее мы приведем в качестве примера некоторые из них а именно, Место для Размышления, Круг изменений, Остановка «Мудрость», Ритуалы Действий, Уголок Консультанта. За исключением Уголка Консультанта (конец терапии), остальные методики появляются в самом процессе терапии.

Место для Размышления

Это специальное место, отмеченное ковриком или как-то иначе, позволяет ребенку сфокусироваться на размышлении и рефлексии. Когда ребенок попадает в Место для Размышления, он\она могут рисовать, разговаривать или создавать сценки с помощью маленьких предметов, посвященные тому, о чем он размышляет. В любое время терапевтической сессии ребенок или терапевт может удалиться в Место для Размышлений. Вариациями Места для Размышлений может быть Стул для Размышлений, Шляпа для Размышлений или Коробка для Размышлений. Более старшие дети могут создавать вопросы для размышления или рисунки для размышления в журнал или рефлексивные рисунки или записи в журнале.

Круг Изменений

Это специальный круг, в котором происходят изменения. Сам круг может быть начерчен мелом, ограничен веревкой или просто отмечен ковром на полу. Ребенок или терапевт входят в Круг Изменений, когда хочется изменить что-либо или кажется, что некоторые изменения в опыте уже произошли. Вошедший может рисовать, говорить, действовать или создавать что-либо с помощью предметов, которые изменились или которые хотелось бы, чтобы изменились.

Остановка «Мудрость»

Это некоторая часть комнаты с бумагой на стенах и всем необходимым для рисования, а также коробкой для драгоценных камней мудрости. Ребенок заходит в это место, когда он\она понимает, что приобрела какой-то навык, знание или мудрость.

Ритуалы действий

Это часть комнаты, снабженная маленькими музыкальными инструментами, свечами и всем необходимым для творчества. Участники создают, индивидуально или в группе, специальный ритуал изменений, трансформации.

Уголок Консультанта

Эта часть комнаты включает в себя стол со всем необходимым для творчества, материалы для создания книги, необходимых материалов для фресок, белую бумагу, цветные ручки, карандаши и широкие листы мягкой бумаги, а также все необходимое для создания масок ( к примеру, картонные тарелки, цветные лоскуты, бумага, пряжа) и степплер. Это место также включает в себя записывающую аппаратуру и чистые кассеты, музыкальные инструменты, Полароид или цифровую камеру и видеокамеру с чистыми кассетами. В Уголке Консультанта дети делятся в той форме, в которой им удобнее, тем, что они открыли для себя полезного в процессе терапии и что хотели бы передать кому-либо другому. Они могут писать письма, рисовать специальные рисунки, делать записи, создавать видео, рисовать фреску, воссоздать некоторый особый момент и сфотографировать его, создать маску, провести интервью, придумать песню или музыкальный отрывок, стихотворение.

Уголок Консультанта основывается на допущении о том, что ребенок сделал некоторые важные шаги, пересматривая свои отношения с проблемой и в этом приобрел некоторые знания и ощущение собственной экспертности, которые могут помочь другим, столкнувшимся с такими же трудностями. Цель заключается в том, чтобы достичь этого знания и собрать для него информацию. Средствами коммуникации могут быть эссе, письма, списки, записанные интервью, сертификаты, прокламации, сценарии, документальные фильмы, слайд шоу и так далее.

Для других детей, ребенок-консультант может написать или продиктовать свою историю в форме некоторого заявления, вопроса или стихотворения и проиллюстрировать с помощью картинок, комиксов, карт или графиков.

Холл Консультантов\Книга Консультантов: показывает фотографии консультантов, снабженные датами вступления в консультанты и пояснением области его экспертных знаний.

Практики для Прояснения Важного Знания

Интервью. Эта практика включает в себя интервью, в которых альтернативные знания ребенка проявляются и документируются. К примеру, когда ребенок одерживает победу над Плохой Злостью, он может быть приглашен для интервью об этом сложно добытом знании. Этот обряд перехода от новичка к ветерану, от клиента к консультанту. Привлеченный к работе в качестве консультанта, ребенок принимает на себя необычную роль и использует свое внутреннее знание. Ребенок становится авторитетом в знании своей жизни и его идеи признаются достаточно важными для того, чтобы быть задокументированными и переданными другим.

Предполагаемые вопросы для Ребенка Консультанта

Знаешь ли ты, что существует много молодых людей, которые тоже сражаются с Мрачностью? (используйте имя, которое было присвоено в процессе экстернализации. К примеру, здесь Мрачность).

Если я встречу еще ребят, которые сталкивались с Мрачностью, могу ли я поделиться с ними твоим опытом общения с Мрачностью для того, чтобы ободрить их и помочь им?

Из всех идей, которые для тебя показались действенными, какие тебе показались самыми полезными?

Что бы ты посоветовал другому ребенку, какую позицию занять, если он также решит освободить свою жизнь от влияния Мрачности, как это сделал ты?

Перед тем, как потребовать у Мрачности свою жизнь назад, выслеживал ли ты ее, чтобы изучить ее намерения забрать твою жизнь у тебя?

Какие твои качества и способности помогли тебе одержать победу над Мрачностью?

Оглядываясь назад сейчас, когда у тебя получилось получить у Мрачности обратно большую часть твоей жизни, что бы ты сказал ребятам, чтобы вселить в них надежду и смелость?

Церемонии, Празднования и Вечеринки

Когда ребенок заканчивает терапию и становится детским консультантом, важным является признать его достижения с помощью некоторой церемонии\окончания, пригласив некоторую аудиторию свидетелей. В зависимости от возраста ребенка это особое мероприятие может быть вечеринкой с пирогом или церемонией получения степени со специальными гостями, включая родственников, друзей, учителей и других профессионалов.



 


Нарративная психология 2019 г.