Главная / Литература


Памела Дьюнн

Нарративный терапевт и арт-методы

Глава 2

Наррадрама


Наррадрама сочетает в себе концепцию нарративной терапии с драма терапией и арт-терапией. Она свободно заимствует из психологии, социологии и антропологии, экспериментального театра, музыки, танца и поэзии. Все эти формы выражения себя могут быть в те или иные моменты полезными для участников в расширении своей осведовмленности относительн интерализированныех нарративов, а также рассмотрении альтернатив для своих проблем, а также возможных решений. В то времмя как традиционная нарративная терапия использует в основном разговорный жанр, наррадрама вырастает из возможностей применения арт методов совместно с разговорами. К примеру, танцорам или спортсменам может быть привычно взаимодействовать со своим телом, а живописцам может быть более удобным взаимодействовать с помощью визуальной информации. Наррадрама требует от тераевта\фасилитатора позиции сотрудничества в индивидуалном и групповом взаимодействии с участниками вместо привилигированной, авторитарной позиции.

Данный подход предлагает ориентированные на действия методы, приглашающие участников скорее к драматическим действиям, чем просто разговорам. Эти методы, используемые в группе, приглашает и других участников стать помощниками. Такие помощники называются вспомогательными. Методы, ориентированные на действия, позволяют участникам исследовать в действиях сови чувства и идеи. Это может случиться, только если участник поднимется со своего стула, направится в центр комнаты, чтобы сыграть роль. Методы, ориентированные на действия, делятся на три подгруппы: проективные, психодраматические и экстернализационные.

Проективные ориентированные на действия методы заключаются в возможности проецировать идеи и чувства на внешний объект, такой как маска, кукла, рисунок, кукла в человеческий рост или какой-то другой объект. К примеру, этот процесс может способствовать помещению чувства на объект, который участник помещает в маленькую коробку с песком, или создавая маску для выражения эмоции.

Психодраматические ориентированные на действия техники включают участников в проесс с помощью драматический действий брать на себя роли, которые могут быть как гипотетиескими, так и реалистическим. Примером может быть живая скульптура, которая являетя как бы застувшей фотографией момента или сцены. Участники расставляют вспомогателььных людей на позиции для представления сцены. Вторым примером может стать интервью, которая приглашает терапевта проинтервьюровать участника из роли, которая позволяет разогреть сцену.

В традиционной нарративной терапии участники поощряются в процессе отделения себя от проблем и создании новых перспектив на влияние этой проблемы на свою жизнь. Этот процесс, называемый экстернализацией, служит принципиальным моментом для нарративного хода мыслей и находит свое воплощение во фразе «Человек не есть проблема; проблема есть проблема». Экстернализация включает в себя называние проблемы, описание ее характеристик, приписывание ей действий и интенций, а также исследование взаимоотношений между участником и проблемой. Терапевт\фасилитатор, со своей стороны, задает открытые, полные любопытства вопросы, а также приглашает участников к экстерналиазации проблемы через перерассказывание, стремясь к оосвобождению участника от хватки проблемы. Традиционный нарративный терапевтобычно исползует экстернализирующий язык, а не ориентированные на действия методы (к примеру: «Пожалуйста, расскажите мне, когда страх оказывал на вас наибольшее (наименьшее) влияние?»). Экстернализация позволяет участникам активно иследовать процесс, когда они находились под самым большим гнетом проблемы, а когда, что особенно важно, как именно у них получалось, может быть случайно, преодолеть и быть эпизода свободными от проблемы. Это является некоторой прелюдией в поиске уникального эпизода, или альтернативной по отношению к проблемно насыщенной истории прошлого. Уникальный эпизод отражает успех участника в деле преодоления проблемы.

Часто упомянутые здесь три вида ориентированных на действие методов используются в комбинации дуг с другом. К примеру, участник создает проблемную маску (проективный) и затем создает живую скульптуру (психодраматичесский) с помощью вспомогательных помощников, показывающих взаимоотношения между маской (экстернализированная проблема) и участника. Затем терапевт\фасилитатор приглашает участника взятьн на себя роль проблемной маски (экстерналиация). Терапевт\фасилитатор опрашивает участников о их ролях, чтобы понять, благодаря чему маски получают свою власть над жизнью участника (психодраматические).

Использование ориентированных на действия методов способствует надежде на развитие персонал эженси, внутреннюю силу и навыки, а также  нформрованность об уникальных эпизодах, что, в свою очередь, становится своеобразными строительными блоками для альтернатиных историй, свободных от проблем. Терапевт\фасилитатор создает коалицию с участником, обычно двигаясь поо восьми шагам процесса.

Наррадрама также делает возможным использование взаимоотношения между арт-методами и возможностью использовать один вид искусства для развития и роста другого. Согласно Н. Роджерс (1993)

«Искусство связывает воедино, создает творческие связи. Наши шаги, движения оказывают влияние на то, что мы пишем или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на то, что мы чувствуем и думаем. Вовремя создающего связи творческого процесса  один вид творчества стимулирует развитие другого, создавая нам внутреннюю сердцевину, которая является нашей жизненной энергией.» Используя более одного вида творческих методов аозволяет исследовать возможности для новых предпочитаемых решений проблем, таким образом, создавая больше возможностей для изменений.

Наррадрама тем не менее удерживает важнейшие преимущества традиционной вербальной нарративной терапии (возможность экстернализации, неэкспертная позиция, фокусирование на альтернативной истории, а не проблемно насыщенной), в то же время отражает теории, лежащии за драма терапией, в том числе важность роли и власти драмы для отражения и изменения человеческого опыта. Лэнди (1996) так объяснила эти идеи: «сужая роль до его главных действий и чувств, актер\клиент открывает целую бездну возможностей». (стр 107). В то время как традиционная нарративная терапия использует техники экстернализациии дл того, чтоы помочь клиенту ослабить его идентификацию с данной проблемой, наррадрама продвигается в процессе экстернализации на еще один шаг вперед, позволяя участникам идентифицировать свои проблемы с объектами и другими людьми. Методы, ориентированные на действия, или включающие участника в драматические действия в противоположность разговорной терапии, как бы открывают новое пространство, позволяют остальным участникам группы лучше понимать друг друга, поскольку они исследуют и находят новые возможности вместе. Концепция открытого пространства также крайне важна для наррадрамы, она может быть определена как видение и исследование проблем и возможностей решений с разных углов зрения, или возможность сделать шаг назад, чтобы увидеть картинку целиком. Проигрывая разные роли (как член аудитории, игрок, наблюдатель или вспомогающий), участник выходит за рамки своего единственно-возможной-точки зрения, достаточно изолированной, и становятся способными обозревать проблему с разных точек зрения.

Участники обычно уходят после наррадрамы с новым, лучшим пониманием своих сильных частей и потенциала. Вместо того, чтобы думать о проблемах как внутренних и трудноискоренимых, участники наррадрамы представляют свои проблемы внешними и способными для решения. Когда психологическое или нарративное пространство открывается, проблемы становятся менее личностными и менее страшными, более дистантными и лучше понимаемыми, допускающих исследование различных творческих и альтернативных решений.

Проследим основные принципы наррадрамы:

1. Все люди обладают внутренней способностью творить.

2. Творческий процесс по своей природе является оздоравливающим и способствующим изменениям.

3. Выражение себя одним человеком способствует и подпитывает выражение себя другими.

4. Наррадрама включает в себя работу интеллекта, эмоций, тела и духа.

5. Наррадрама отделяет человека от проблемы за сдчет экстарнализации, используя маски, живые скульптуры, визуализации, и \или другие формы творчества.

6. Наррррадрама исползует следующие методы работы: проективные техники (маски, игрушки, и так далее), и психодраматические техники (как интервьюирование и обмен ролями). Эти техники часто исползуются совместно.

7. Наррадрама центрируется на истории и ставит своей целью «перерассказать» жизненный опыт.

8. Разыгрывание ролей с использованием исторических персонажей, героев фильмов, и собственного воображения расширяют взгляд, уплотняют опору и создают новые описания идентичности.

9. Наррадрама позволяет проникнуть в уникальный эпизод и альтернативные истории. Это оказывается особенно важным при исследовании ситуациии, когда кажется, что проблема одержала победу.

10. Деконструкция и реконструкция являются целостными частями процесса.

11. Наррадрама позволяет участникам делать предпочитаемые им выборы в отношениях с проблемами и проследить за тем, как их позиция формируется собственными надеждами, внутренними нарративами, жизненными решениями.

12. Когда свидетели находятся в позиции участников рефлексивной команды, а также когда находятся важными частями поддерживающей структуры клиента, участники испытывают важнейший опыт связи с другими.

За счет ориентированных на действия методов становится возможным пересмотреть и переопределить целостное описание идентичности человека. Сознательное использование драматических нарративных методов позволяет участникам изменять последствия, активизируя свое воображение. Рассматривая то, что находится за поверхностью истории или перед ней, которая интерпретирует реальность, участники становятся способными переступить ограничения существующей в данный момент реальности и даже перенестись в пространстве и времени – назад, в момент важного события, или вперед, визуализируя сложность мечты. Делая подобные шаги, участники открывают дорогу для исследования собственных стремлений, проб, альтернативных историй.

При работе с группой, используя наррадраму, терапевт\фасилитатор может использовать ее преимущества, соблюдая следующие правила:

1. Соблюдайте непатологизирующую атмосферу в группе, экстернализируя проблему с помощью драмы и арт-методов, а также поддерживая уастников группы в возможности переопределить проблему, открыв таким образом пространство для дополнительных возможностей.

2. Исследуйте уникальный эпизод (то есть те моменты, когда участник группы не подчинился проблеме) в поисках возможностей перерассказать жизнь каждоого участника и открыть ресурсы и возможности, необходимые ему сейчас в его жизни.

3. Поддерживайте участника группы в его демонстрации проявленной компетенции и изменений направления жизни, отмечая эти моменты с помощью ритуалов, поскольку именно ритуалы поддерживают участников в том, чтобы продолжать двигаться в эту сторону.

4. Поддерживайте участников группы в высказывании признательности в отношении действий другого с помощью группы внешних свидетелей, которые отмечают только открытые участником собственные характеристики и навыки.

5. Равивайте уважение по отношению ко всем членам группы, как людям, укрепляющим свою компетентность и возможности для дальнейшего роста, избегая взгляда на них как на патологичных и больных.



Ориентированные на действия методы наррадрамы

Ориентированные на действия методы наррадрамы служат инструментами для терапевта\фасилитатора. Они приглашают участника к драматическому действию, поддерживая в развитии свежих идей о различных возможностях совместной работы людей, в которой объединяются эмоции, тело, разум и душа, а также решаются психологические проблемы. Ориентированные на действия методы являются следующими: (1) разогревы; (2) создание обстановки; (3) сила и идентичность; (4) живые скульптуры; (5) арт-методы экстернализации, маски, объекты, куклы; (6) Карты и путешествия; (7) драматизация уникального эпизода; (8) развитие роли через историю, лепку, импровизацию, движение и другие формы проигрывания; (9) игрушки, объекты и куклы в действии; (10) развитие возможностей; (11) ритуалы; (12) дейстия по деконструкции и реконструкции; (13) монологи и внутренние монологи; (14) драматизация историй; (15) перерассказывание сцен, прошлого, настоящего и будущего. Далее этой главе я кратко представлю каждый из типов ориентированного на действия методов, которые будут более детально рассмотрены, с большими деталями и примерами из практики, в следующих главах.

Разогревы

Ориентированные на действия разогревы приглашают одного участника или группу к уастию в простом интерактивном взаимодействии, физическом разогреве или театализованной игре в целях поддержать общение, активность участников, креативность и комфорт в терапевтическом пространстве. Данные интерактивные упражнения выходят из социодрамы (один из видов ориентированного на действия метода работы в группе) и креативной драмы, которая способствует развитию игровой, интерактивной и богатой возможностями обстановки. Одним из интересных интерактивных упражнений, к примеру, является создание внутреннего и внешнего круга, в которых участники двигаются в одно и то же время, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, участники должны обратиться к к человеку напротив него или ее и рассказать собеседнику три вещи о себе. Когда музыка снова начинает играть, все снова двигаются. Снова останавливается – и участник должен расскзать еще три вещи о себе. И так далее. Примером физического разогрева может быть упражнение, в котором участники группу начинают ходиь по комнате под звуки барабана, причем каждый участник выполняет инструкции (к примеру, двигаться парами, подпрыгивая тройками, медленно четверками и так далее). Примером творческой театральной игры может быть инструкция побеседовать двум собеседникам на выбранную тему (каждый выбирает разную тему). Сложность заключается в том, чтобы постараться сделать так, чтобы собеседник скорее молчал и слушал, а не говорил о своей теме. Третий человек засекает время, которого дается всего 1 минута. Работой третьего также является наблюдать за каждым участником, замечая, способен ли участник завладеть вниманием другого в той мере, чтобы тот перестал говорить сам и стал слушать другого, хотя бы на мгновение. Целью же игры является продолжение собственной цели, не обращая внимание на то, что другие говорят по поводу нее.

Создание обстановки

Ориентированные на действия методы создания обстановки, которые стали развиваться из упражнений, направленных на действия, поддерживают участников а определении и создании новой обстановки. Любой образ безопасной и предпочитаемой обстановки может быть представлен в виде физического пространства, которое можно изменять с помощью воображения участников; это моежт быть осущесвлено с помощью минимального количества объектов и отрезов материи. К примеру, если участник хочет создать спокойную обстановку, он может просто установить свечи, маленький алтарь, нисподающие куски материи, мягкое освещение. Представим, что другой участник хочет создать динамичную, резкую обстановку. Он может создать пространство, используя мигающий свет, необычные звуки, разговор людей, добавив сюда еще много активности. Через рисунки, движение и создание предпочитаемой обстановки участники лучше начинают осознавать различные цвета, звуки и окружение, в котором они процветают и растут. Чтобы расширить созданную обстановку участники могут попытаться включить  некоторые фрагменты в обстановку их собственного дома, используя цвета, местоположение объектов, картинки, звуки и так далее. Примером может быть шаг, когда, движимый стремлением иметь больше цветов в домашней обстановки, участник приносит домой два цветастых широких арт-объекта, провозглашая данный шаг как первый на пути создания обстановки, наполненной цветами.

Работа с Силой и Идентичностью с помощью действий.

С помощью арт-методов и драмы участники становятся ближе знакомятся со своими сильными сторонами и начинают отдавать должное сильной стороне своей идентичности. Через творчество (создание фресок, боди-арта, рисунков руками, масок, коллажей и так далее) люди начинают конструировать кирпичи для фундамента историй, которые затем станут опорой нового описания своей жизни и способностей. Эти кирпичики становятся своеобразным каркасом, который поддерживает признание собственных сильных сторон, своих ценностей и своей идентичности. Этот каркас может быть создан также и с помощью драматических действий. К примеру, один участник может сыграть роль давнишнего друга семьи.  Терапевт\фасилитатор расспрашивает участника, который в это время находит в роли друга, и открывае истории, которые признают сильные стороны участника, его ценности, его идентичность. Интервью также может состояться с участников в роли очень ценного, оберегаемого словно сокровище, объекта. Этот объект может описать человека как-то по-своему. Используя действия, арт-методы и драму, мы получаем возможность получить доступ к альтернативным оисания участника, так же как и его сильные стороны, которые были раньше не столь очевидны или неосознаны. Это позволяет терапевту\фасилитатору строить леса к новой истории о человеке,или, другими словами, новым сильным сторона и описаниям идентичности участника.

Живые скульптуры

Используемые повсеместно в драма терапии и семейной терапии, живые скульптуры, состоящие из застывших картин, которые участники создают с помощью людей, объектов, кукол или игрушек, в наррадраме также находят свое место. Эти картины дают возможность увидеть важные моменты, идеи, отношения или события и позволяют участникам поисследовать их с другой точки зрения (к примеру, с точки зрения наблюдателя, режиссера, участника и так далее). Если участник изображает с помощью скульптуры проблему, существующую в отношениях, у него появляется возможность увидеть проблему по-новому, поскольку он отделяется от нее. К примеру, участница Сюзан создала живую скульптуру себя и вины, экстернализируя таким образом проблему. Будучи директором, она ставит внешнего помогающего на роль себя, распластавшейся на полу лицом вниз. Она помещает второго помогающего  на роль вины, давая инструкцию давить на спину и прижимать к земле. Оставаясь сама в роли наблюдателя, она сопереживает женщине, оказавшейся на полу, и чувствует грусть. Возвращаясь к себе, Сюзан чувствует себя ошеломленной и шокированной тем, что позволила себе быть настолько поверженной. Иногда становится полезным создать скульптуру экстернализированной проблемы (как в примере выше), иногда предпочитаемых отношений с экстернализированной проблемой или предпочитаемые моменты для дальнейшего исследования.

Экстернализация с помощью арт-методов, масок и кукол.

В наррадраме куклы, маски, куклы в человеческий рост, арт-объекты и другие предметы, которые скоолекционируются, создаются и представляются служат процессу экстернализации. Эти объекты, выбранные участником по своему метафорическому воздействию, активно захватывают человека. К примеру, давайте предсавим, что участник решил создать скульптуру экстернализированной проблемы в песочнице (для этого небольшие предметы расстанавливаются в песочнице так, чтобы показать проблему). Участник может взяь такой объект, как маленький оборванный клочок бумаги длят того, чтобы показать себя, и динозавра на роль гнева. Он помещает динозавра сверху на оборванный клочок бумаги, показывая, что гнев одерживает верх и разрушает его. Другой участник, к примеру, выбрал сделать экстернализирующую маску проблемы и создает лицо маски и заклеивает рот маски широким скотчем. Она называет маску «Страх», показывая тем самым, как ее страх проявлять собственные чувства. Она может затем создать живую скульптуру с друмя помощниками, один будет играть Страх, а другой ее саму. Внешний помощник, играющий роль ее самой съеживается на полу, закрытый черным покрывалом. Внешний помощник, играющий роль страха, придерживает черную материю, на давая двигаться под ней.  Участник, глядя на все это, испытывает грусть, находясь в позиции наблюдателя. Затем она создает маску способности влиять на собственную жизнь (маску, показывающую сильные, здоровые части ее самой), которую она называет «Увиденное и Услышанное» и создает живую скульптуру с внешним помощником на роль себя, укутанного в материи, и Увиденное и Услышанное, держащее ее за руку. Затем терапевт расспрашивает участника из роли Увиденного и Услышанного. Ближе познакомившись с характером Увиденного и Услышанного, участница начинает открывать собственные ресурсы. Далекие от чрезмерного упрощения и детскости, эти созданные объекты несут в себе столько символической значимости, что становятся волшебными и чрезвычайно полезными для участника. Расспрашивание участника и из роли способности влиять на собственную жизнь или маски проблемы позволяет участнику узнать больше о движении вперед в его жизни. Другие техники могут также включать в себя использование собственного представления, в котором участник из роли маски или объекта рассказывает о себе, а также открытое пространство диалога, которое заключается в разговоре объекта и самого человека. Эти техники, вместе с остальными, помогают участнику лучше понять находящиеся перед ним выборы, исследовать возможности, испытать чувства по поводу контретной проблемы, эмоции или ситуации.

Карты и путешествия

Карты действий помогают участнику снабдить себя необходимыми навыками для того, чтобы выполнить намеченный план и достичь поставленных целей. Один из методов создания карт – карта жизни, которая, больше с помощью рисунков, чем слов, отражает то, какой участник видит свою жизнь. Она также иллюстрирует5снабдить себя необходимыми навыками для того, чтобы выполнить намеченный план и достичь поставленных целей. Один из методов создания карт – карта жизни, которая, больше с помощью рисунков, чем слов, отражает то, какой участник видит свою жизнь. Она также показывает через некоторые репрезентации на карте то, в какую сторону хотелось бы, чтобы менялась жизнь. Участники обычно ачинают рисовать возможные тропинки и макет этих тропинок в размерах жизни. Можно выбрать других участников группы, любые из доступных объектов и\или мебель для представления различных характеров, сложностей, а также выборов, окружаюи эти тропинки, в то время как карта часто сттановится такой широкой, что может заполнить всю комнату. Участники стараются выбрать или посмотреть различные тропинки, исследовав конечный пункт, к которому та или иная тропинка может привести. Это позволяет участникам исследовать возможности с разных точек зрения и вынести решения на базе только что открытых возможностей. Еще одни вид карт – карта возможностей, она осуществляется примерно также, как и жизненная карта, однако является чуть более специфичной, поскольку концентрируется скорее на возможностях в жизни человека. Человек отмечает на карте возможности в своей жизни и различные пути достижения этих возможностей, включая препятствия на этом пути.



Путешествие похоже на создание карт, однако описывает скорее одну дорогу, чем пространство со многими разными дорогами, из которых можно выбрать. Существуют разные виды путешествий. В классической нарративной структуре литературы такой, как Обыкновенный человек, протагонист проходит через целую серии испытаний, в результате которых приобретает важные жизненные уроки. Другой пример – Одиссей, который путешествовал и побывал во многих странных местах и видел странных существ, например Сирен, которых смог победить своим спокойствием и внимательностью. Примером путешествия может быть упражнения, в котором участник рисует набросок береговой линии, корабль, готовящийся к отплытию, волны, беспокойство моря и остров в стороне, на который он пытается попасть. Участники могут создать живую скульптуру или просто разыграть сценки, иллюстрирующие различные части путешестви (шторм на море, кораблекрушение и так далее), однако в конце концов прибытие на остров. У некоторых случаях препятствия могут быть проинтервьюированы. Создание карты и путешествие дают возможность участнику в спокойном режиме сформулировать стратегию успешного преодоления реальных или предполагаемых проблем. Как и создание карты, путешествие часто разрастается, заполняя всю комнату, используя материю, предметы, стулья и все то, что может также быть использовано для подкрепления собственного воображения.

Разыгрывание уникального эпизода

Уникальный эпизод может возникнуть через экстернализацию проблемы с помощью предметов, масок, арт-методов или через проработку предыдущего упражнения, которое может быть крайне полезным.

Уайт писал:

Когда человек отделяется от доминирующей или глобальной истории, составляющей его жизнь, становится возможным обратить внимание на опыт, противоречащий этому знанию. . .Я назвал этот опыт, противоречащий предыдущему, уникальным эпизодом. И именно он является своеобразными воротами в то, что мы можем назвать альтернативной территорией жизни человека. (1992)

Уникальный эпизод может быть расширен через наррадраму в сцену уникального эпизода. Проигрывавая сцену уникального эпизода иногда имеет эффект волны, приводя участника к процессу поиска других сцен уникального эпизода. Иногда эти сцены являются реальными жизненными ситуациями, а иногда гипотетическими или воображаемыми сценами которые позволяют участникам быть в контакте со своими внутренними ресурсами. Участник, которому было труднотворчески подходить к своим проблемам, проигрывая роль Принцессы Бумажного Пакета, которая преодолела невозможные препятствия, может обнаружить творческие способности и у себя. Использование танца, скльптуры и пантомимы расширяет спет доступных для участника возможностей. Создание скульптуры уникального эпизода позволяет участнику перерассказать свою жизнь и найти новые привлекательные альтернативы. Работа над созданием предпочитаемой жизненной истории, способной развиваться и продолжаться, помогает делать шаг вперед. Уайт и Эпстон (1990) говорили: «Когда уникальный эпизод найден, человек может быть вовлечен в некое действие по поводу нового смысла найденного. Успехом будет вкучение уникального эпизода в альтернативную историю о жизни человека» (стр 41).



Развитие роли через Историю, Скульптуру, Импровизацию, Движение\Картины и другое.

Сутью драматических упражнений является возможность участника принимать на себя роль. Одновременный опыт «Я есть Я и не Я» иллюстрирут парадоксальное соединение вовлечения и отделения «Я беру на себя роль и затем отделяюсь от нее». Взятие на себя и проигрывание роли является одним из сильнейших форм психотерапевтического излечения. Согласно Лэнди, роли становятся некоторым контейнером, резервуаром тех качеств индивидуума, которые необходимо затронуть в драматерапии. Лэнди (1996) говорит: «Чем более ограниченной и особенной кажется роль, тем более клиент становится способен использовать ее безграничные пространства» (стр 107). Роль является основным в драматерапии, поскольку для участников, в процессе поиска роли, становится возможным выходить за пределы внутренних границ своего характера. Кроме того, Лэнди, вместе с другими драма терапевтами, верит в то, что чем больше ролей человек способен играть, тем успешнее он может справляться со спектром разнообразных обстоятельств. Таким образом, становится крайне важным для терапевта\фасилитатора, использующего наррадраму, расширять ролевой репертуар участников.

Процесс принятия на себя роли способствует открытости. Рутинное использование наших социальных ролей в каждодневной жизни затрудняет развитие наших идей, воображения, творчества и дальнейшего потенциала. Спонтанное и креативное проигрывание ролей высвобождает уникальные возможности развития воображения, осознанности и изменчивости – таким образом создавая открытость для нового хода мысли и нового существования в мире.

Мы можем переработать наши жизни только тогда, когда способны брать на себя различные роли и пробовать проигрывать их, проявляя креативность и спонтанность. Спонтанность развивается благодаря нашим способносятм отрываться возможностям и чему-то новому в жизни. Это ведет за собой создание безпроигрышной ситуации, заключающей в себе достаточно требований и игры, а также достаточно энергии для движения, а также для поддержания заинтересованности и уважения к проблеме. Будучи в роли участникам становится возможным шагнуть сквозь зеркало в волшебным мир воображения или землю «как будто». Там участники и наблюдатели могут видеть различные перспективы, увидеть нечто новое и изменить проблемы в своей жизни.

Благодаря техникам наррадрамы терапевт\фасилитатор позволяет участникам разыгрывать роли, что включает в себя скорее некоторую спонтанность, чем простую имитацию, или способствует созданию роли, что включает в себя высокий уровень спонтанности и творчества. Терапевт\фасилитатор поддерживает в проигрывании проективной роли (с помощью масок, игрушек или предметов), а также психодраматических ролей (таких, как Я, мама, муж или жена). Также существуют и универсалььные роли, такие как помощник, рискованный, комик – все эти роли расширяют ролевой репертуар участника. Универсальные роли невозможно переоценить процессе понимания и эмпатии. Существуют также разлиные функциональные роли (обладающие строгой целью), такие как выносящий решение, думатель, спасатель, которые могут быть полезными для проигрывания. Кроме этого, важным для участников является опыт видения истории с разных точек перспективы: со стороны директора, секретаря, внешнего человека, а также главного игрока. По мере того, как участники исследуют проективные и психодраматические роли, типы ролей, функции и перспективы ролей, их мир расширяется и появляется большее количество возможностей.

К примеру, участника по имени Мэри создала маску экстернализированной проблемы, которую назвала Рассеянность. Расспрашивая эту маску, она выснила, то у Рассеянности прибавляется сил, когда Мари берет на себя слишком много проектов, избегая сказать «нет». Также Рассеянность увеличивается, когда дом наполняется хаосом. Иногда мы используем для работы с движением материю. Мэри создала проективную роль прохладного ласкового ветерка, укорененногоо растения и спокойного океана, которые позволили Мэри почувствовать спокойствие, сконцентрированность на себе и укорененность. После этого она погрузилась в процесс изменения обстановки ее дома, чтобы сделать из него такой же мирный райский уголок.

Продолжив работу в русле драматерапии, Мэри взяла на себя роли разных частей себя, таких как «сосредоточенность и сконцентрированность», «имеющая много сил», «мудрый лидер». Она создала истории о женщинах, которые были активны, сконцентрированны и обладали организованным характером, которые окаывали большое влияние на мир, оставляя некоторое время для себя и твердо опираясь на собственные ценности. Все эти различные роли и перспективы расширили мир Мэри, что привело к решениям относительно изменений взаимоотношений с Рассеянностью. Она стла больше доврять и лучше познакоилась с этим новыми ролями, которые помогли ступить в ту жизнь, какую она бы хотела.



Игрушки, Предметы и Куклы в методах, ориентированных на действие.

Игрушки, предметы и куклы становятся инструментами для создания сцен. Диалогов и других форм драматического действия.Предметы помогает участникам почувствовать и выразить свои эмоции, в то же время сохраняя психологическую дистанцию, поскольку данные предметы являются заместителями реальных людей. Использование проективных предметов может оказаться чрезвычайно полезным для участников, которым сложно дистанцироваться от разыгрываемых ими ролей. Проективный материал дает возможность безопастно проявить себя в игре. Предметы могут быть использованы в создании скульптур, пантомим, историй и других форм драматизации. К примеру, участник может взять на себя роль другой игрушки или куклы в истории с целью почувствовать иную перспективу. Участник может также использовать игрушку или куклу для того, чтобы почувствовать собственный скрытый голос. Маленькие предметы могут быть полезны при использовании песочницы или ковровой дорожки, которые позволяют создать другой мир. Часто, разглядывая такой мир в миниатюре, изменяя объекты вокруг и исследуя различные возможности появляются новые возможности для участника в том, чтобы увидеть свою жизнь через другие линзы.

Примером кейса может быть случай с Кендрой, девочкой шести лет, страдающей от симптомов посттравматического стресса, который явился следствием автокатастрофы, в которую она попала, когда ехала на своем самокате, и ее сбила машина. Она не хотела говорить о происшедшем, да и, честно говоря, вообще почти не разговаривала. Играя в хаотическую драму в песочнице, с штормом, землетрясением, пожаром и опустошением, Кендра смогла наконец преодолеть свой страх. Позже она создала образ игрушки с характером человека, который ее сбил и смогла в первый раз поговорить об автокатастрофе. Этот опыт дистанцирования позволил Кендре излечить свой голос и стать сильнее.

Развитие возможностей

Развитие возможностей – это техника, ориентированная на действие, которая включает в себя тврческий разогрев в качестве более длительного, основного драматического действа. Центральная драматизация базируется на образе, идее или теме, которая участника\группу особенно интересует и влечет за собой дальнейшее ее исследование, изучение с разных перспектив. Некоторые виды развития возможностей включают в себя путешествие, природу, переезды или дом. Примером может служить случай Дианы, которая почувствовала силу, увидев красные деревья, и затем решила поработать с образом красного дерева с помощью техник развития возможностей. Она начала с того, что нарисовала множество красных деревьев, используя краски и пастель. Затем она создала обстановку красных деревьев , подвесив куски материи к потолку и окружив себя ими, используя естественные цвета. Она нашла различные стихи о красных деревьях, а затем написала свои, произнесение которых группа сопровождала различными музыкальными звуками. В тоскливые моменты жизни она нашла для себя достаточно успокаивающим путешествовать в лес красных деревьев, направляя туда собстввенное воображение. Она создала персонажа, назвав его Райдан, который являл собой некотрую силу (имел хорошие корни, внутреннюю силу, был волшебным, спокойным), которого она нашла среди красных деревьев и развила истории вокруг этого персонажа. Используя материю и создавая обстановку, Диана взяла на себя роль Райдана в работе спонтанных движений, она действовала как Райдан в историях, и даже смогла участвовать в диалогах между собой и Райданом. Такая развивающая работа с образом позволила ей направить свою жизнь в другое, более предпочитаемое ею, русло.

Ритуалы

Ритуалами являются церемонии, помогающие участникам прояснить, зафиксировать, отпразновать и запомнить важное событие, решение, момент ирили жизненное изменение. Ритуал метки подчеркивает важность изменения направления в жизни человека (возможность попрощаться со старым и обнять новое). Ритуал изменений

Может состоять в признании положения человека как бы в коконе среди других участников группы, способствующих процессу роста внутри группы. Хор голосов произносит молитву с просьбами, которая является как бы показателем процесса трансформации, следующую за появлением нового взрослого. Ритуалы перехода часто используются для подчеркивания момента, когда выросший ребенок отправляется из дома в колледж, может выглядеть как присутствие каждого члена группы символически, с помощью некоторого объекта : сердца в качестве любви или камня в качестве силы.

Создавая и активно участвуя в подобных ритуалах, обычно вместе с приглашенными гостями, участники символически проигрывают выборы, которые они сделали, вместе с другими важными характрами и людьми своей жизни. Символическая и когнитивная ценность ритуалов перехода в праздновании реальных шагов и достижений в мире становится очевидной. Ритуалы перехода и связанные с ними церемонии могут быть вновь и вновь произведены для развития новых навыков и приобретении нового уровня компетентности.

Татьяна создала ритуал выпускания после того как недавно приняла решение о новой программе обучения, которая меняла ее жизнь. В этом ритуале пять участников передали Татьяне символические предметы, представляющие ее различные силы. После этого группа осуществляла миропомазание и отпускала ее в ее новый ее жизненный период.

Деконструкция и реконструкция через Арт-методы, Скульптуры и Разыгрывания.

Деконструкция включает в себя экстернализацию проблем, таких как злость, и обогащение картины через наблюдение за различными частями. Создавая абстрактную скульптуру злости можно увидеть развличные компоненты этой злости, такие как обида, праведное возмущение, задетое самолюбие, ярость и так далее. Рассмотрение этих элементов позволяет участнику бесстрастно их анализировать и выявить их взаимодейстие друг на друга. Реконструкция, с другой стороны, позволяет реконструировать компоненты именно такими, какими хотелось бы участнику. Уайт и Эпстон (1992) указывали, что «реконструкция начинается тогда, когда клиенты чувствуют себя в силах выбрать те компоненты, которые они хотели бы сохранить для себя или реконструировать, и отбросить те, которые они н хотели бы оставлять.» (стр 21). Это может быть закончено произведение необходимых изменений в скульптуре для изменения его значения, как в примере со злостью. Реконструкция заканчивается пересочинением, когда участник выбирает элементы, которые он хотел бы оставить, меняя таким образом сценарий своей жизни.

Монологи, ориентированные на действий, внутренние монологи

Монологи, ориентированные на действия включают в себя создание сцены, в которой герой переживает важнейшие моменты своей жизни (из своего прошлого, настоящего или будущего). Монолог может базироваться на реальных событиях, но содержать придуманные элементы. Это позволяет чувствовать себя более защищенно в работе с данным материалом. Включаясь в монологи, участники тренируют свою способность к эмпатии и начинают чувствовать себя не столь одиноко.

Внутренние монологи появляются тогда, когда клиент, в какой-то определенный момент разыгрывания сцены, берет на себя внутренний голос одного из героев (иногда это имеет место даже тогда, когда это внутренний голос самого уччастника), показывая таким образом, что же на самом деле происходит за поверхностной картинкой действий. Развитие монолога, в действии или внутреннего монолога может помочь участникам продвинуться в осознании и понимании себя, рассматривая идеи и чувства, исследуя и определяя различные обстоятельства и собственные решения.

Бауманн (2005, стр 86 - 87) относит монологи к «кадрам особенных моментов жизни». Эти монологи способствуют здоровому личностному развитию. Примером такого монолога можно привести здесь особенное сочинение девочки – подростка, которое она назвала «Трава всегда становится зеленее»:

Элисон всегда хотела переехать и ужинать в моем доме, потому что обычно мама заказывает из лучших ресторанов города и заем ставит еду для моего брата, отца и меня на отдельные подносы. И каждый из нас шел в отдельную комнату в одиночестве и ел ужин под телевизор или разговаривая по телефону. Для Элисон это было что-то особенное. Для меня нечто обычное, от которого веет одиночеством. Однако девять из десяти раз родители не позволяли мне пригласить еще кого-то на ужин, а потому Элисон получала свой поднос лишь несколько раз.

А вчера мама разрешила мне пойти после школы домой с Элисон. Мы были так взволнованы. Мы даже прошлись до ее дома от школы, что мне понравилось, потому что «моя мама всегда сама забирала меня из школы, что меня силььно смущало. Я хотела идти и болтать или просто сесть на автобус, как это делают другие в моем классе. Я понимала, что она старается для меня, я просто ненавидела это. Так вот, мы зашли в дом Элисон и ее мачеха, Вики, спросила меня, не хотела бы я остаться на ужин. Я очень хотела, а потому позвонила маме, и та разрешила.

Эл и я были в ее комнате, придумывали танец, когда Вики позвала нас к ужину. Мы спустились вниз. Я была удивлена, видев стол, который ломился от еды, и всю семью, сидящую вокруг него и ожидающую нас. Я просто не поняла. Сегодня какое-то торжество? Я застеснялась., потому что не знала, что делать. Вики сказала: «Бонни, садись сюда, рядом со мной». Я с удовольствием заняла это место и блюда с едой стали передаваться по кругу; каждый брал немного, наполняя свою тарелку. Все разговаривали и смеялись и говорили друг с другом. Мне показалось, что я попала в другой мир. Элисон извинилась за замороженные рыбные палочки, а я сказала : «Ты что, с ума сошла? Это лучшая еда, какую я только ела в жизни. Твой дом гораздо более приятный, чем мой».

«Нет, мне больше нравится твой, Бон».

«Да ты что, Эл, ведь это здорово. Никаких подносов, никакого одиночества. Как тебе везет».

Драматизация историй.

Драматизация историй дает возможность участникам почувствовать себя в разной роли в тех или иных драматических ситуациях, взятых из собственного воображения, сказок, мифов, легенд, современных историй или сцен реальной жизни. Исследуя эти различные формы с помощью драматизации, открывающей пространство, мы тем самым не только исследуем различные перспективы тех или иных ролей, но и делаем эту историю защищенной. Терапевтическая история, обладающая терапевтической задачей, рассказывается с помощью героев – животных или предметов, позволяющих участникам соотнести себя с тем или иным героем с похожей проблемой. К примеру, человек с проблемой гнева может получить много пользы от истории «Вулкан и Остров». Эта история показывает, как герой научился справляться со своим гневом. Исследуя некоторую особенную историю (как, к примеру, ребенок, достигащий определенного возраста и покидающий дом) как греческую трагедию, сказку и миф дает больше защищенности, поскольку являет собой более дистантную форму работы. Переписывание чьей-то истории в качестве сказки, мифа или легенды позволяет взглядуть с разных сторону, дает как будто другие линзы, а значит, доступ к другим возможностям. Процесс драматизации более подробно рассмотрен в главе 11 «Наррадрама с детьми». Примером может быть исллюстрация кейса с Эшли, девочкой 9 лет, страдающей после неожиданной смерти ее лучшего друга, который упал с лошади. Трагедия случилась неожиданно и Эшли узнала о ней, когда ожидала однажды утром школьного автобуса. Неделями Эшли не могла сконцентрироваться: она чувствовала сильную грусть и подавленность и не хотела ни с кем говорить. На терапии она начала разыгрывать с помощью игрушек, которых она выбрала на роль своих близких людей, сцены из их жизни. Она также принимала участие в арт-проектах, включая коллаж, рисунки, глиняные скульптуры. Одним из наиболее полезных упржнений для нее оказалась драматизация терапевтической истории. В этой истории собака Тор неожиданно узнал о смерти своего друга, соседского пса Криттера. Эшли сильно идентифицировался с этой историей с самого первого момента, но еще больше, когда взял на себя роль Тора и проиграл его. В истории Тор в конце концов научился, как в своем сердце оставлять не смотря ни на что, особое место для своего друга. Он также научился тому, как открыть свое сердце для нового друга, жизнерадостного щенка, котоый только что появился в районе. Эта мощная история помогла Эшли начать открываться для других и выражать свои чувства по поводу смерти друга.

Перерассказывание сцен: Прошлое, Настоящее и Будущее.

Альтернативные истории расширяют репертуар ролей и перспектив, а также обогащают идеи о собственной идентичности и действий в этом мире. Действия влияют наше понимание того, кто мы есть, а наше описание себя описывает, на какие действия мы можем быть способны в этом мире. Перерассказывание сцен выбирает особые моменты, особые сцены или людей (которые появляются на основе индивидульальной истории, базирующейся на чувстве собственой силы и способности быть хозяином своей жизни) и фокусирутся на важных темах жизненного опыта участников.

Когда участники перерассказывают сцену, они становятся авторами и главными редакторами своего жизненного опыта. Как редактора, они поддерживают себя и добавляют, высвечивают, распространяют и развивают сцены, которые им бы хотелось, а также обладают свободой в выборе проблемно-насыщенного или, наоборот, альтернативного описания собственной жизни. Существование директором, автором, и одновременно исполняющим одной из жизненных историй, создает чувство собственной власти и влияния на собственную жизнь. Одним из самых больших преимуществ такого типа работы включает в себя процесс проигрывания и представление нового появившегося описания себя перед другими людьми.

Камерон, 14-ти летний подросток, видел себя в крайне негативном свете, представляя истории поражений, собственной неполноценности, и невозможности концентрироваться. В процессе работы другие описание собственной идентичности стали постепенно появляться на свет. Новые описания отражали терпение и различные навыки, которыми он обладал. Камерон наконец перерассказал сценарий, в которомон представлял в школе проект, который заслужил много похвалы со стороны как одноклассников, так и учителя. Раньше он не вспоминал об этой сцене, однако после того, как он подчеркнул свои навыки, связанные с руками, он вдруг вспомнил эту историю. Разыгрывая эту историю еще раз и наконец позволив себе получить все похвалы и слова восхищения от студентов, Камерон перерассказал сценарий, поскольку проигрывание этого случая уже сильно отличалось от того, как оно переживалось в жизни. Это перерассказывание позволило Камерону оценить по достоинству свои навыки и терпение, которые раньше не замечались им вовсе.

Когда начинаешь использовать техники наррадрамы, ориентированные на действия, этот процесс уносит в творческое путешествие. Следующая часть путешествия приглашает вас разобраться в простой структуре шагов, которая помогает двигаться в сторону изменений, на всречу исследованию и исцелению.



Нарративная психология 2019 г.