Главная / Литература


Нарративный терапевт и искусство

Глава 3

Процесс длинной в восемь шагов

Одни ищут счастье – другие создают его. (Эрих Фромм).

Используя наррадраму, я нахожу полезным придерживаться некоторой последовательности шагов. Эта глава включает в себя краткое описание каждого из этих шагов, а также пример основного упражнения и некоторых дополнительных упражнений для лучшего понимания каждого из них.

Восемь шагов:

Шаг первый: Движение к созданию Нового Описания Себя и Создание Обстановки.

Шаг второй: Экстернализация Проблемы.

Шаг третий: Возможное Развитие

Шаг четвертый: Экстернализация выборов.

Шаг пятый: Способность влиять на собственную жизнь

Шаг шестой: Альтернативная История и Уникальные Эпизоды.

Шаг седьмой: Перерассказывание жизненных сцен

Шаг восьмой: Завершение, Рефлексия, Ритуалы.



Шаг первый: Движение к созданию Нового Описания Себя и Создание Обстановки.

Упражнения, направленные на создание обстановки.

Первой задачей терапевта является создание атмосферы, в которой каждый чувствовал бы комфорт и воодушевление, обстановку, в которой поддерживались бы изменения и позитивный опыт. Подготовка комнаты и создание позитивной рабочей атмосферы, также как и групповые разогревы, напрямую служат практической цели изменений.

Первый шаг заключается в создании предпочитаемой обстановки. Можно предложить каждому из группы участников представить и зарисовать предпочитаемую ими окружающую атмосферу. Участники работают отдельно в комнате каждый в своем месте, зарисовывая карандашами или красками на большом листе бумаги. Затем каждый участник делится с группой получившимся рисунком. После того, как все рисунки показаны, каждый участник группы находит место в комнате и создает атмосферу с помощью возможных материалов, таких как куски ткани, стулья и различные небольшие объекты. Затем каждый участник предлагает остальным войти в созданную им обстановку и почувствовать ее.

Вариацией этого упражнения является создание в малых группах атмосферы группы, а не независимой атмосферы каждого человека. Это можно делать на больших листах бумаги, прикрепленных к стене в комнате. Участники мини-групп рассказывают о том, какие именно элементы созданной атмосферы они предпочитают: к примеру, воду, деревья, активность, яркость цветов и так далее. Мини-группа выносит общее решение относительно элементов, которые были бы идеальными для создания атмосферы и помещают эти элементы на больших отрезах бумаги. Терапевт\фасилитатор может дать следующую инструкцию:

С помощью общих для всех членов группы элементов, создайте атмосферу, наполнив ее формами, цветами или линиями, в которых проявлялись бы ваши идеи. Это не требует проявления художественного таланта. Просто выразите себя с помощью цветов и форм, которые вы предпочитаете. Ваш рисунок может буквальным или символичным или одновременно и тем и другим. Вы можете использовать краски, пастель, цветные маркеры, карандаши, а также все то, что вам кажется уместным в данном случае.

Каждый участник мини-группы принимает активное участие в создании предпочитаемой группой атмосферы. Групповая атмосфера может быть создана в комнате с помощью ткани, стульев, различных предметов и так далее. Задумываясь о том, какой может быть идеальная атмосфера и создавая предпочитаемую атмосферу в реальности, участники находят внутренние ресурсы, силы и энергии для собственной жизни. Эти внутренние ресурсы могут быть актуализированы и использованы для появления энергии и внесения изменений в реальный мир участников, движения в предпочитаемую для участников сторону.

Упражнения исследования Идентичности

Следующие упражнения направлены на исследование описания собственной идентичности, они позволяют участникам увидеть собственные положительные качества, свою силу и положительную идентичность в рисунке тела или создании куклы. Рисунок тела является интересной возможностью увидеть, как человек представляет свою силу и другие аспекты себя. Рисунок тела также может быть использован для исследования различных частей участника (дружелюбия, стеснительности) или символов для описания селф.

Для выполнения рисунка тела члены группы образуют пары. Один человек ложится на большой кусок бумаги, в то время как другой обводит контур его тела. Цель состоит в том, чтобы сделать два контура для каждого человека. Используя большие куски скомканной бумаги и дорисовывая внутри и снаружи контура тела, участники создают символы и выражают собственные идеи, создавая образ с помощью маркеров или красок. Участники могут также выбрать папиросную бумагу, фетр или вырезки из журналов. Участники выражают различные аспекты своей личности, чувства, конфликты и эмоции      . Символы могут быть нарисованы непосредственно на листе с линией тела, а могут быть созданы на отдельной бумаге и затем прикреплены к рисунку. В последнем случае эти изображения могут быть передвинуты или вообще убраны с поля рисунка. Возможности передвижения существущих изображений, добавления других открывают широкие перспективы для возможностей изменения.

После того, как рисунок достиг своей окончательной фазы, уастнику предлагается пройтись вокруг своего рисунка и посмотреть на него с разных углов, оценить, действительно ли он закончен или что-то осталось недоделанным. После окончания рисунок прикрепляется на стену и каждому участнику предлагается несколько инструкций на выбор: поговорить с рисунком, создать диалог с рисунком, проиграв каждую партию, или создать монолог от лица рисунка.

На другом рисунке участники изображают то, какими бы они хотели быть стать, используя символы для того, чтобы передать силу, мечты, положительные аспекты своей личности на втором рисунке. Терапевт\фасилитатор приглашает участников походить вокруг нового рисунка также, как они делали это с первым, проверяя с разных сторон и дополняя его необходимыми изменениями, если этого хочется. Участники разговаривают с новыми рисунками (которые помещаются на стену) в форме монолога или диалога.

Создание куклы себя также бывает полезно для исследования различных описания себя. Выбирая различные материалы (цветную бумагу, носки, картон для яиц и так далее) участники выражают важные аспекты своей личности (креативность, активность) или те части личности, к которым они хотели бы больше прислушаться. Закончив куклу, может быть полезным для участника поисследовать различные голоса куклы, ее черты характера, передвигать куклу, найти для нее подходящую походку. Выбрав манеру говорить, участник представляет себя из роли куклы или отвечает на вопросы терапевта\фасилитатора из роли куклы. Еще одной идеей может быть создание участником истории этой куклы и создание шоу куклы.

Дополнительные Упражнения на развитие идентификации

Упражнение: Украшение руки

Участник обводит свою руку и украшает ее символами, которые что-либо говорят о нем самом. Желтый маркер используется для того, чтобы выделить те аспекты, которые особенно ценятся в себе. Затем терапевт\фасилитатор расспрашивает участника, который берет на себя роль «особенно ценной части» (к примеру, если участник видит себя «помогающим», то терапевт расспрашивает его «помогающую» часть), используя такие вопросы, как «Как часто ты проявляешься в жизни _____________(имя участника) так, как ему бы хотелось? Кто еще в жизни участника ценит тебя?

Выделение этих специальных аспектов участника помогает ему чувствовать себя признанным и уважаемым человеком. После интервью участник создает небольшую сценку на тему одного или нескольких символов, выбранных им для украшения руки.

Упражнение: Встреча с собственным портретом

В этом упражнении каждый человек работает с некоторым шаблоном лица, или они могут создать новый контур. Они заполняют контур символами, красками и формами и\или фигурами, которые что-либо передают что-либо о том, кем они являются. Желтым маркером выделятся то, что особенно ценится в себе. Терапевт\фасилитатор может расспросить участника из его роли, или от лица одного или нескольких символов, или приглаить участника к созданию живой скульптуры на базе изображения. К примеру, участник изобразил весну в контурах своего лица. Терапевт\фасилитатор может расспросить весну, задавая такие вопросы, как: «Весна, почему, как тебе кажется, __________(имя участника) изобразил тебя на своем лице? Какую роль ты играешь в его жизни? Можешь ли ты быть полезной для него, стать его помощником?»

Упражнение: создание произведение искусства

Участники создают произведение искусства, которое показывает некоторые аспекты того, кем этот участник является. Это может быть любой предмет – от глиняного горшка до букета цветов, глиняной скульптуры, коллажа, куклы или что-то другое, выбранное самим участником. Самым важным в этом упражнении является использование участником собственной интуиции, возможность дать интуиции вести себя. Терапевт\фасилитатор может попросить участника создать сценку, в которой это произведение искусства сыграло важную роль, или создать танец для этого предмета. Танец может быть создан лишь для одного участника или целой группы. К примеру, Лиза создала куклу с характером легким как дымка, который она передала с помощью развевающейся тонкой фиолетовой юбки. Когда она создала сцену, она вошла в нее со своим созданным предметом в руках, держа его, будто она только что купила его на выставке. Сцена стала развиваться в спор между с мужем, который закончился утверждением Лизы в том, что этот предмет очень особенный для нее, поскольку вдохновляет ее.

Упражнение: Кукла, которая хочет, чтобы ее узнали

Участник создает куклу из выбранных материалов. Эта кукла представляет ту часть участника, которую ему бы хотелось узнать больше. Это может быть любая кукла – марионетка, одевающаяся на палец, носок, сделанная из палочек или какая-либо другая. Участник называет свою куклу и терапевт\фасилитатор расспрашивает участника из роли куклы о характере куклы. Затем участник создает сцену, в которой находит свое проявление характер куклы.

Упражнение: предпочитаемые слова

В комнате, где собирается группа, располагаются различные слова (глаголы, отражающие действия, прилагательные, существительные), а также дополнительные материалы, чтобы показать отдельные слова. В результате участники чувствуют себя в окружении различных слов.

Участник выбирает те слова, которые он предпочитает или с которыми чувствует связь. После того, как каждый набирает слова, ему предлагается следующее на выбор: создать коллаж из предпочитаемых слов, цветов и форм; или написать поэму или отрывок в прозе, посвященный предпочитаемым словам, который потом декламируется вслух. После рефлексии процесса участник быстро создает картинки для этих слов.

Члены группы делятся своими скульптурами слов, коллажами, прочитыванием вслух. После этого группа создает «живую скульптуру» из членов группы для выражения некоторых слов или выбранных выражений. Живые скульптуры могут быть безмолвными, а могут говорящими. Поэма или история может быть создана с использованием предпочитаемых слов и может быть проиграна. Может быть использован «Греческий хор» для проговаривания или пропевания слов. Завершением этой группы может быть работа в команде и создание стены предпочитаемых слов и фраз или создание совместной поэмы, состоящей из предпочитаемых слов всех членов группы.

Изложенные выше упражнения дают возможность участнику исследовать описания и аспекты своего селф, которое постоянно меняется и развивается.

Шаг второй: Экстернализация проблемы

Базисом наррадрамы является экстернализация проблемы. Объекты, куклы, маски, ростовые куклы, произведения искусства и другие творческие объекты могут помогать нам в процессе экстернализации. Метод, основанный на действии, позволяет участникам отделять себя от проблем и противостоять им.

Использование языка экстернализации позволяет участникам группы создать маску проблемы из того материала, который им кажется наиболее адекватным для этого. Участники называют маску и исследуют различные позы тела, пытаясь найти такую, которая больше всего отражает концепцию и взгляды проблемы. Участник выбирает одного члена группы на роль самого себя, а другого (или нескольких) на роль экстернализированной проблемы. Участник создает живую скульптуру с помощью выбранных из группы людей, создавая три ситуации: 1. Когда проблема оказывает больше всего влияния, 2. Когда проблема оказывает меньше влияния. 3. Когда проблема старается обратить на себя внимание участника, 4. Когда проблема вообще никак не влияет на участника. Каждый из этих четырех скульптур носят характер застывших кадров фильма.

Участник указывает на ту живую скульптуру, которая отражает предпочитаемые отношения с данной проблемой. Участник выбирает одного члена группы на роль проблемы, а другого на роль самого себя. Пытаясь проанализировать экстернализированную проблему, участник группы надевает или держит перед собой маску. Участник помещает дополнительных людей в скульптуру, отражающую предпочитаемые отношения, устанавливая между ними также отношения, которые для него являются предпочитаемыми, показывая, как участник может эффективно взаимодействовать с проблемой.

Терапевт\фасилитатор расспрашивает участника, находящегося в роли экстернализированной проблемы, задавая следующие вопросы: «Как долго вы уже вместе с _____________ (имя участника)? В чем секрет вашего воздействия на него? Вспомните случай, когда вы оказывали самое маленькое влияние? Какова ваша стратегия, благодаря которой вы добиваетесь его внимания?» Терапевт\фасилитатор фотографирует некоторые из этих скульптур, особенно те из них, которые показывают предпочитаемые отношения с проблемой.

Дополнительные упражнения на экстернализацию:

Упражнение: Рисунок проблемы

Участники рисуют проблемы, используя краски, пастель, цветные маркеры, выбрав ту бумагу, которая им больше нравится. Дальше упражнение проходит также, как и в случае создания маски проблемы.

Упражнение: Коллаж проблем из фотографий и слов.

Участник вырезает картинки из журналов, газет, а также включают собственные рисунки и создают коллаж, отражающий проблему. Затем он выбирает людей из группы, наиболее точно представляющих элементы коллажа, и создает сценку. Участник выбирает кого-то из группы на роль себя и показывает ему отношения между участником и коллажем. Далее упражнение развивается также, как предыдущее.

Упражнение: Экстернализация с помощью веревки.

Используя моток веревки, участник показывает отношения между ним и проблемой, покаывая динамику отношений. К примеру, если проблема душит участника, веревка может быть обвита вокруг горла участника. Если проблема поймала участника в западню, участник может оказаться замотанным веревкой, стараясь выбраться наружу. Можно также использовать веревку, чтобы показать предпочитаемый тип отношений с проблемой.

Упражнение: Проблема в песочнице

Используя коробку с песком и маленькие объекты, каждый участник группы показывает проблему и себя, а также существующие с проблемой отношения. Упражнение может развиваться в создание различных скульптур из песка, таких как 1. Скульптура, отражающая те моменты, когда проблема контролирует участника, эффекты проблемы; 2. Песочная скульптура, показывающая моменты, когда проблема сдает свой контроль над участником; 3. Песочная скульптура тех моментов, когда проблема оказалась неспособной осуществлять контроль; 4. Песочная скульптура, показывающая предпочитаемые отношения с проблемой.

Упражнение: Кукла характера проблемы.

Участники создают куклу, в которой находит свое выражение характер проблемы. Для этого они используют различные материалы, выбирая наиболее адекватные для себя. Участник может также выбрать куклу из корзины уже готовых кукол. Терапевт\фасилитатор расспрашивает куклу, при чем в ходе интервью может: 1. Установить диалог между куклой и участником; 2. Попросить участника создать гипотетическую сцену с другими куклами, в которой кукла представляет из себя попытки проблемы получить контроль.

Упражнение: Скульптура Проблемы из папиросной бумаги

Разрывая куски бумаги, комкая их и придавая им таким образом форму, участники могут выразить особенности проблемы. Затем они рассказывают историю скульптуры с разных точек зрения. История может быть рассказана с точки зрения Проблемы: «Меня зовут Страх, и у меня длинная история отношений с участником». Или история может быть рассказана с точки зрения участника, используя папиросную бумагу для скульптуры в качестве иллюстрации тех или иных аспектов взаимоотношений с проблемой.

Упражнение: Скульптура Проблемы из глины

Участники создают простой объект из глины для того, чтобы показать проблему, а также выразить себя и других необходимых действующих лиц. Это может быть реальная сцена из жизни или созданная из символических объектов и характеров.

Шаг 3: Возможности развития

Участнику может оказаться полезным исследовать развитие возможностей, которые позволяют попробовать что-то новое, потратив на это необходимое количество встреч. Если оказывается интересной одна из возможностей, количество времени, потраченного на нее, может увеличиться до нескольких сессий. Исследуя одну из возможностей развития, участник плотнее связывает себя с уникальными эпизодами, что позволяет простраивать альтернативную историю того, как ему хотелось бы жить. Развитие возможностей также позволяет прояснить и сделать выборы по отношению к экстернализированной проблеме. Одной из наиболее популярных возможностей развития является создание реалистичной картинки\виньетки (реалистичной и функциональной).

К другим идеям возможностей развития мы еще вернемся в Разделе 2. Необходимо отметить, что переход к возможностям развития бывает успешен после разогревающих упражнений.

Реальные возможности: Разогревающие упражнения и упражнения на возможности развития.

Участник создает цветовой фонтан, используя цвета тех предметов, которыми он бы хотел, чтобы были предметы, окружающие в жизни. Другой способ для участников создать живой цветной фонтан – использовать людей на роль цветов. Создание такого фонтана может быть хорошим разогревом. В продолжение разогрева участник меняется ролями с внешними помощниками, играющими цвета, чтобы показать им, как необходимо двигаться, подправляет, показывая, что именно имел в виду.

Это может использоваться как ритуал цветов, режиссером которого является участник. В этом ритуале находит свое отражение все то, что участник хотел бы для себя в жизни.

Другим вариантом для участника может стать возможность создания серии коротких виньеток или серии скульптур, отражающих моменты, в которых наилучшим образом проявляется то, каким он видит себя.

Еще одна возможность для участника - окружить себя цветами, двигаться с этим цветами и исследовать, как это двигаться с цветами так, как хочется.

Терапевт\фасилитатор приглашает участника подумать над следующими вопросами:

«Что _______________(название цвета) привносит в твою жизнь? Что _______ добавляет столь важного, такого, что позволяет реализовывать твою мечту? Подумай о человеке, который больше всего в тебя верит. Что бы он сказал о твоей жизни?»

Вторая возможность развития – создание в комнате ключа с живой водой, используя для этого ткань и другие материалы. Участник думает о том, каким образом можно получать воду из этого источника и начинает исследовать, на что он может использовать в своей жизни живую воду. Все это является частью разогрева. Если участнику удалось достать воды из живого источника, он делает с ней то, что ему важно для себя. Он также рисует картину этого источника.

В качестве ритуала участник может создать оздоровляющую, оживляющую церемонию с помощью других участников, используя источник живой воды. Участник сам решает, каким образом помощники будут помогать ему в этом ритуале. К участнику обращается следующий вопрос: «Какой бы тебе хотелось, чтобы была эта церемония? Как ты мог бы использовать других в группе для этой церемонии?»

Исследуя возможности развития, участники могут создать движение, в котором выражается оздоровление с помощью источника живой воды. Это может быть развернуто на взаимоотношения с другими, использование живой воды для отношений, проигрывание сцен с помощью других участников группы. Еще одной возможностью развития может быть рассмотрение трансформации из гусеницы в бабочку, создание рисунков к каждой стадии этого процесса трансформации. Участник выбирает, к какой стадии, как ему кажется, больше всего подходит настоящий момент его жизни.

Основные вопросы:

• Что является самым главным знанием на данной стадии трансформации?

• Что ты мог бы взять с собой при переходе на другую стадию?

• Каким образом ты будешь строить (или уже строил) кокон?

• Что может быть в коконе такого, что позволит тебе потом летать?

• Что в твоем опыте тебе кажется полезным?

• Какие твои знания и навыки позволили тебе создавать изменения, которые происходят в твоей жизни?

• Выдели некоторый особый момент твоего пребывания в коконе.

Затем участник создает церемонию перевоплощения, трансформации. Эта церемония показывает переход с одной стадии на другую. Этот переход может быть показан с помощью движения, символа, использования материи или разных цветов. Эта церемония может включать в себя использование музыки (живой или записи) или включать в себя других участников.

Вопросы: Бабочка

• Нарисуйте себя в качестве бабочки

• Что вы в первую очередь открыли для себя, как бабочка, что помогает вам?

Дополнительные разогревы и картинки возможностей развития

Упражнение: Я в качестве дерева.

Терапевт\фасилитатор предлагате следующее: «Нарисуйте себя в качестве дерева. Каким именно деревом вы могли бы себя представить? Нарисуйте себя в качестве этого дерева. Это будет пальма, плакучая ива, пихта или клен? В чем выражается сила этого дерева?» Когда участник заканчивает рисовать дерево, терапевт\фасилитатор расспрашивает дерево с помощью следующих вопросов: «Дерево, в чем заключена твоя сила? Расскажи мне об этой силе. Как люди, проходящие мимо, замечают тебя?» Участник развивает: диалог между самим собой и деревом, мифологическую историю о дереве или историю о дереве в движении или что-либо еще . . .

Упражнение: Я в качестве цветка.

Терапевт\фасилитатор предлагает следующее: «Нарисуйте себя в качестве цветка. Это может быть созданный только вами цветок или он может быть похож на настоящие цветы, которые растут за окном, которые вам нравятся. Вы можете быть розой, гвоздикой, одуванчиком, лилией – любым цветком, который вам нравится. Вы можете рисовать или создать цветок из цветной бумаги. Выберите цвета, которые вы предпочитаете, и материалы, с которыми будете работать». Когда участник закончит свой цветок, терапевт\фасилитатор расспрашивает «Цветок, есть ли у тебя какие-нибудь скрытые возможности и дарования? Цветок, что я могу ценить в тебе? Какие в тебе важные качества, которые я могу заметить?» Участник создает рассказ об этом цветке.

Упражнение: Особенное место на земле

Терапевт\фасилитатор предлагает следующее: «Представьте и создайте особенное место на земле – это может быть, к примеру, сад, холм, пещера или высокие горы. Нарисуйте это место именно таким, каким вы его видите и каким вы любите его. Поместите себя в этом место. Почувствуйте все то, что вас окружает – запахи, звуки, то, до чего возможно дотронуться и так далее». Далее терапевт\фасилитатор спрашивает: «Когда вы почувствовали себя в этом месте – какие мечты стали появляться вам на ум? Какие мысли стали более доступны для вас? Какие ваши предпочитаемые качества стали более заметными в этом месте? Покажите что-нибудь одно из того, о чем мечталось . . .».

Упражнение: Птица Я.

Терапевт\фасилитатор предлагает следующую инструкцию: «Представьте и нарисуйте себя в качестве птицы. Пусть это будет фантастическая птица, которая отражала бы то, что есть в вас или что вам нравится в вас. Какого цвета будет эта птица? Какого размера и формы?» Терапевт\фасилитатор расспрашивает участника из роли птицы: «Птица, что уникального в тебе видят окружающие люди? Птица, что о тебе особенного я должен знать? Расскажи мне о каком-то очень особенном моменте в твоей жизни. Птица, расскажи мне о твоих особенных качествах». Терапевт\фасилитатор предлагает следующие виды активности: Выбрать музыкальных фрагмент и поисследовать, как птица летает; создать движение птицы.

Упражнение: океан

Терапевт\фасилитатор предлагает инструкцию: «Представьте себя сидящим на камне на берегу океана. Ветер дует вам в лицо и вы слышите нежные звуки океана. Маленькие белые барашки набегающей волны двигаются навстречу вам и разбиваются о камни. О чем вы думаете? О чем вам мечтается? Нарисуйте себя и свои мечты. Поместите себя в важный момент вашей грезы».

Упражнение: отдых в диораме

Участник создает диораму из некоторых простых материалов (коробка из-под обуви с предпочитаемой картиной мира внутри, созданной из бумаги, ракушек и так далее). Эта диорама представляет некоторое место в природе – место, которое участнику нравится и в котором он чувствует себя защищенно. Это может быть каменная пещера или покрытое бурной растительностью поле. Участник сам решает, какие материалы ему необходимы и каким образом он будет создавать это место. Когда участник создал место в природе, он входит в него и рассказывает вслух, какого это – быть там.

Упражнение:  Сундук с сокровищами.

Участник представляет, будто он нашел очень важный сундук с сокровищами на дне морском, и в этом сундуке хранится все то, что ему нужно в его жизни. Он создает символы для обозначения сокровищ, чтобы описать, чем же они являются. Он старается определить, что ему больше всего нужно в этих сокровищах для того, чтобы продвинуться в своей жизни в том направлении, в котором это было бы ему важно. Он создает сценку, используя некоторые символы из сундука с сокровищами.

Упражнение: карта местности.

Участник создает карту своей жизни, используя символы для обозначения особенностей ландшафта (горы, земля, водопад и так далее). Участник начинает со своей ранней истории. Использует символы ландшафта, которые ему особенно нравятся. Затем он проигрывает одну из предпочитаемых сцен своей жизни.

Упражнение: метеокарта.

Участник создает карту своей жизни, используя погоду и обозначения времени: к примеру, рассвет, закат, торнадо, гроза, молния, сверкающее солнце и так далее. Он начинает свою историю издалека. Помечает предпочитаемые значки погоды, которые отмечают те моменты жизни, которые оказались желаемыми. Затем он разыгрывает одну из предпочитаемых сцен.

Реалистические виньетки.

Реалистические и фантастические виньетки позволяют участнику поисследовать шаги, которые ведут к поиску новых возможностей в той или иной сцене.

Упражнение: Развитие предпочитаемой сцены с помощью предметов.

Участник выбирает объект, который вызывает интерес. Рисует этот объект, наделяет его персональными характеристиками. Затем он создает человеческий характер, который также обладает выделенными характеристиками.

Упражнение: Развитие предпочитаемой сцены с помощью коллажа.

Участник вырезает три заинтересовавших его картинки из журналов или газет и создает коллаж. Затем он поигрывает сценку на основе этого коллажа.

Развитие возможностей с помощью реалистических виньеток.

Упражнение: важная сцена.

Участник создает одну значимую для него сцену, которая уже произошла или может произойти в будущем. Участник вначале берет на себя роль режиссера\автора этой сцены. Как директор, он создает эту сцену (с помощью остальных), используя материю, стулья и другие необходимые объекты. Он выбирает другие персонажи, меняется с ними ролями. Участнику задаются вопросы для прояснения важных аспектов показываемых характеров.

Упражнение: предпочитаемые виньетки

Участник развивает предпочитаемую виньетку (маленькую сценку, которая нравится участнику и в которой он чувствует себя комфортно) и воссоздает ее в деталях (обстановка, важные объекты, костюмы делаются с помощью кусков материи). Участник сам выносит решение относительно жанра представления сцены. Затем выбирает актеров на необходимые роли.

Фантастические сценки

Фантастические сценки позволяют в игровой форме исследовать некоторые новые идеи и альтернативные истории с фантастическими персонажами, для чего подчас достаточно простых костюмов и декораций. К примеру, представьте молодого человека, старающегося вынести решение относительно дороги, которую ему необходимо выбрать в будущем (к примеру, идти в университет или пойти в профессиональное училище). Этот молодой человек может создать историю о мужчине в лабиринте, который встречает интересных героев, или современную историю, в которой главный герой реализует идеи, родившиеся у него в голове в обычной жизни.

Фантастические роли могут быть поделены на следующие категории: 1. Герои из литературы (новеллы и короткие истории); 2. Поэтические характеры, базирующиеся на концепции, героях и объектах, взятых из поэтических произведений; 3. Герои песен; 4. Герои мифов, легенд или сказок; 5 .герои воображения; 6. Фантастические характеры на базе важных объектов; 7. Герои, созданные вслед за животными, птицами или рыбами; 8. Герои, базирующиеся на цветах, материи или других креативных стимулах.

Упражнение: разогревающие строчки

Участник выбирает несколько кусков прозы или важные строчки того или иного героя пьесы или стихи их поэмы. Он строит затем живую скульптуру на базе этих строчек.

Упражнение: разогревающий расширяющийся круг

Участник рисует круг как пирог и наполняет части «пирога» идеями, взятыми из выбранного кусочка поэмы, фантазии или пьесы. К примеру, один герой в пьесе может показывать своими действиями: талантливость, изучение мира, реализация идей, претворение в жизнь планов. Участник выбирает один из «кусков пирога» и показывает его в виде живой скульптуры и затем ведущий расспрашивает литературного героя в скульптуре

Упраженение: Литературный персонаж

Участник рисует такого литературного персонажа, с которым ощущает некоторую связь. Затем терапевт\фасилитатор расспрашивает героя о его влиянии на участника.

Упражнение: литературный коллаж

Участник создает коллаж характеров, с которыми он чувствует некоторую связь. Терапевт\фасилитатор расспрашивает коллаж характеров или каждый характер представляет себя.

Упражнение: ряд характеров

 Участник выбирает несколько характеров, с которыми он ощущает связь, из рассказов, или стихов создает сцену. Он описывает, какими они являются героями и что происходит на сцене, а также несколько раз проигрывает, показывая, как должна развиваться эта цена.

Упражнение: герой и конфликтна сцена

 Участник выбирает сцену из книги или пьесы таким образом, чтобы она содержала в себе конфликт, с которым приходится иметь дело герою, и с которым он справляется наилучшим образов. Он помещает себя в эту сцену и пытается почувствовать это. Он создает другую проблемную сцену, используя те же навыки, которые помогли разрешить ситуацию в этот раз.

Упражнение: тема литературной сцены.

 Участник выбирает историю или сцену из литературы. Это может быть любимая или вдохновляющая история. Она может содержать в себе темы дающие надежду. Участник создает сцену и исследует ее. Сцена может быть современной, сказочной или классической.

Шаг четвертый: Экстернализация выборов

 Когда проблема экстернализирована с помощью объектов, скульптур, рисунков, кукол, масок или с помощью других творческих техник, участник может начать формулировать новые стратегии взаимодействия с проблемой, по-новому ее осмысляя. Процесс двойного слушания, предлагаемый Уайтом, позволяет продвинуться в этом процессе, отмечая эффекты проблемы. В этом процессе появляется контраст между продолжением того же курса и развитием жизненного курса на изменения. Эффекты продолжения жизни такой, какая она сейчас (в отношениях, в работе и других сферах) описываются и сильно отличаются от того, какой может стать жизнь в результате появления изменений в отношениях, работе и других сферах. Двойное описание помогает участникам увидеть, как проблема влияет на их жизнь, оказывая влияние в том числе и на решение по поводу выбора той или иной дороги.

Перекрестки и тропинки: кадры сценария.

 В тот период, когда участнику становится понятно, с какой проблемой он имеет дело, ему может быть полезным упражнения, распахивающие пространство, помогающие заметить возможные тропинки и выборы.

 Одна техника, кадры сценария, представляет собой создание кадров фильма, серии рисунков, похожих на комиксы, которые обычно используют для иллюстрации сцен фильма. Кадры сценария осуществляются следующим образом: в середине приготовленного листа бумаги находится перекресток. Слева находится несколько пустых пока рамок. Левая сторона представляет собой особенности жизни в случае продолжения тех же отношений с проблемой на протяжении следующих пяти лет жизни участника. Правая сторона визуально демонстрирует эффекты изменения отношений с проблемой развития новой жизни в течение следующих пяти лет. Таким образом, появляется два разных будущих, два разных фильма, два разных сценария. Выбор делается самим участником. Участник создает затем два разных мира в человеческий рост, базируясь на комиксах. Каждая из двух сторон комикса увеличивается и перерисовывается каждая на своей стене. Участнику дается инструкция попробовать войти в каждый из двух миров, чтобы почувствовать, как ему в каждом из них.

 Еще одна техника, тропинка, создана для того, чтобы помочь человеку вынести решение о выборе пути в карьере или другой сфере жизни. Две или три тропинки представляются и рисуются на бумаге. Каждая тропинка имеет свои особенности и последствия, которые показаны символически. Внешние помощники, выбранные участником, показывают символы и сложности, поджидающие на каждой из тропинок.

Дополнительные упражнения на экстернализацию выборов:

Упражнение: Представление будущего перекрестка.

 Терапевт\фасилитатор дает каждой группе участников большой лист бумаги с целой серией пустых рамок для комиксов, а также маркеры, ручки и цветные карандаши. Комиксы должны показать эффекты продолжения существующих отношений с проблемой, какими они существуют сейчас. «Как это повлияет на вашу жизнь в течение следующих пяти лет?»

Участники создают интервью через пять лет, в котором проявились бы эти эффекты. Терапевт\фасилитатор или один из участников группы является фасилитатором, расспрашивая главного героя из первого Фильма (проблемно насыщенная история), а затем расспрашивает главного героя второго Фильма (альтернативная история). Аудитория задает вопросы (остальные участники группы).

Упражнение: Дорога нарисованных эффектов.

 Терапевт\фасилитатор приглашает каждого участника создать картинку себя на перекрестке двух разных по отношению к проблеме дорог. Первая дорога показывает результат существования тех же взаимоотношений с проблемой. Участники помещают символы на этой дороге, чтобы показать, какой эта дорога может быть. Вторая дорога показывает результат изменения отношений с проблемой. Участники с помощью символов показывают, какой эта дорога является. Две дороги могут быть созданы с помощью отрезов материи. Участник исследует возможности выбора одной или другой дороги.

Упражнение: Карта возможностей

 Каждый участник создает карту возможностей, показывая разные места, в которые он хотел бы попасть. Эти места отмечаются символами на карте. Каждый участник выбирает некоторый символ, который может перемещаться, чтобы представить себя на карте в точке, где он находится сейчас. Он может также исследовать, где бы он хотел быть, и передвинуть фигурку туда. Такая карта может быть увеличена до размеров комнаты.

Упражнение: Карта путешествия

 Каждый участник заполняет карту путешествия, которая включает в себя различные символы, такие как корабль, сильные волны, остров, пальма, солнце, аэроплан и так далее. Используя эти символы и другие необходимые значки, участники осуществляют путешествие и показывают, где они хотели бы быть. Это путешествие может быть расширено до целой комнаты.

Упражнение: дороги в песочнице.

 Используя песочницу, участник создает две дороги и выбирает объекты, показывающие, что они смогут найти на этих дорогах. Одна из дорог является предпочитаемой. Вторая – дорога доминирования проблемы.

Шаг пятый: Способность влиять на собственную жизнь.

 Участникам группы предлагается отразить в журнале свой опыт взаимодействия со способностью влиять на собственную жизнь. Просматривание заметок об уникальных эпизодах, собственной силе, фотографии предпочитаемых отношений с проблемой как правило помогают развиваться воображению участника. Эти заметки позволяют участнику снова и снова возвращаться к идее существования у него способности влиять на собственную жизнь. В том пути, который удалось пройти участнику, главными оказываются именно способность влиять на собственную жизнь и ответственность. Последующие упражнения позволяют участникам отыскать их силу, части себя, позволяющие решать проблемы, а также другие собственные характеристики, которые могут вдохновить на дальнейшие жизненные шаги и которые хотелось бы развивать дальше.

 Маска способности влиять на собственную жизнь может быть создана из самых простых материалов, которые участники предпочитают использовать (мягкая бумага, фетр, пряжа и так далее). Маска должна отразить здоровые и предпочитаемые аспекты личности. Каждый создает свою маску способности влиять на собственную жизнь. Участники могут начать работу с осмысления материалов предыдущей работы, такой как «то, что я ценю в себе», или сцены предпочитаемых отношений с проблемой; символов силы, творчества и так далее. Подобная работа может быть осуществлена с помощью направленной работы воображения или с помощью собственных размышлений. Когда маска закончена, каждому предлагается выбрать путь для следующих шагов: 1. Выбрать музыкальную тему для маски и создать некоторое движение под эту музыку; 2. Устроить интервью с маской: «Как ты появилась на свет? Как долго ты присутствуешь в жизни ______________(имя участника)? Кто меньше всего удивится, узнав о твоем существовании в жизни __________?»; 3. Участник забирает свою маску домой и устанавливает ее на почетное место; 4. Создать ритуал для утверждения важности маски; 5. Создать танец во славу маски способности; 6. Создать монолог, который показал бы более полно характер маски этой способности; 7. Создать диалог между маской способности и участником. Обратиться к предметам, которые могут быть включены в маску, отражая те или иные значения, делая маску магической.

Дополнительные упражнения для развития способности влиять на собственную жизнь

Упражнение: миниатюрная фигурка

 Участник получает очертания фигурки, которая может быть как мужской, так и женской. Инструкция заключается в том, чтобы добавить символический рисунок силы этой фигурке. Участник добавляет собственные объяснения каждому символу силы.

Упражнение: Предпочитаемый момент

 Каждый участник группы выбирает предпочитаемый момент, в который он принял некоторое правильное, по его мнению, решение, или в котором он действовал предпочитаемым образом, или имел доступ каким-либо образом к своей внутренней мудрости. Участник выбирает одного или несколько участников группы и создает скульптуру, в которой запечатлелся бы этот момент. Эта скульптура является как бы моментальным снимком. Терапевт\фасилитатор приглашает участника приоставить всю сцену, создать окружающую обстановку этой сцены с помощью опор, предметов и отрезов материи, а также определить позиции участников. Когда участник смотрит на получившуюся скульптуру, вспоминая этот момент, он может: 1. Быть газетным репортером и описать это событие для завтрашних новостей; 2. Стать консультантом арт-галереи и описать скульптуру, как особенно ценный арт-объект в галерее; 3. Взять на себя роль значимого другого, кто бы оказывал поддержку, и рассказал от его лица. В дополнение  команда внешних свидетелей (людей, которые ощущают какую-то связь своего опыта с опытом участника) могут высказаться как свидетели создания скульптуры. Как свидетели, они могут наблюдать со стороны и в нужный момент обсудить друг с другом свое отношение к скульптуре и показавшиеся им удивительными моменты.

Шаг шестой: Появление Альтернативной Истории и Уникальных Эпизодов.

 Уникальный Эпизод (ситуация, которая является исключением в проблемно насыщенной истории) может проявиться из прошлых упражнений с использованием объектов, символов, искусства. Его можно развить с помощью наррадрамы в сцену уникального эпизода, являющейся иллюстрацией альтернативного пути решения проблемы. Драматизация сцены уникального эпизода может, словно расходящаяся волна, привести к открытию дополнительных сцен уникальных эпизодов. Сцена уникального эпизода может отражать реальную жизнь или быть воображаемой, помогая тем не менее участнику иметь доступ к своим внутренним ресурсам, которые могут использоваться в борьбе с проблемой.

 Уникальные эпизоды иногда исследуются в виде живых скульптур, а затем расширяются и становятся сценами. Очень важно исследовать и расширять уникальные эпизоды как можно больше. Участник может рисовать, танцевать, использовать краски, создавать модель, писать монолог или поэму, или создать окружающую обстановку, которая отражала бы уникальный эпизод.

Дополнительные упражнения для работы с Уникальным Эпизодом

Упражнение: Скульптура Уникального Эпизода

 Терапевт\фасилитатор просит участников поисследовать материалы предыдущих занятий и найти моменты силы. Участников просят выделить реальные моменты жизни, в которых они действовали предпочитаемым для них образом, и существовали в иных отношениях с проблемой. Они создают живые скульптуры этих моментов, делают фотографии, называют каждую скульптуру.

Упражнение: Сцена Импровизации на основе Уникального Эпизода

 Участник импрозивирует и создает сцену момента, в котором он действовал более эффективно по отношению к проблеме. Он создает окружающую атмосферу для этой сцены, используя куски материи, предметы, различные цвета. Терапевт\фасилитатор расспрашивает участника, принимающего участие в этой сцене, как ему удалось к ней подготовить ся.

Шаг седьмой: перерассказывание Жизни.

Перерассказывание является основной частью процесса наррадрамы. Шаг седьмой исследует некоторые простые шаги для продвижения в этом процессе. Одна из моих любимых наррадраматических техник для перерассказывания жизни - создание участниками книги, которая запечатлела бы некоторые моменты их жизненного пути. Подобная работа может быть крайне полезной для оказания знаков уважения жизненному пути участника и выделения тех моментов, которые было бы важно взять в будущее.

Перерассказывание можно осуществлять несколькими разными способами: 1. Исследование существующего конфликта с разных точек зрения; 2. Участник может снова обратиться к проблемной истории и перерассказать ее предпочитаемым для него образом; 3. Как только для участника станет доступным новое описание собственной идентичности, он может создать сцену, в которой проявилась бы эта новая идентичность.

Упражнения перерассказывания:

Участник создает стихотворение, песню, монолог, альбом, танец, маску, радио программу о себе на протяжении нескольких встреч.

Упражнение Перерассказывания: Создание Стихотворения

Используя свое воображение, участник создает стихотворение, отражающее некоторые важные вещи о нем самом. Далее участник разыгрывает стихотворение и ищет картины сходства с разными ситуациями жизни.

Упражнение Перерассказывания: Создание Альбома.

Участник создает альбом, который можно в дальнейшем дополнять, наполняя его рисунками, фотографиями и коллажами.

Упражнение Перерассказывания: Танец.

Участник создает танец и выбирает музыкальные фрагменты для этого танца. Он подбирает танцевальные движения и музыку, которую предпочитает. Исследует, каким образом можно выразить то, какой ты, через движения.

Упражнение Перерассказывания: Маска.

Участник создает маску, представляющую себя. Он двигается как эта маска и создает для нее песню.

Упражнение Перерассказывания: Радио Программа.

Участник создает радиопрограмму о некоторых аспектах своей жизни. Это может быть диалог, сопровождаемый звуковыми эффектами, и так далее.

Упражнение Перерассказывания: Монолог.

Участник создает сцену, отражающую важное решение или поворотную точку (существующую или воображаемую) в собственной судьбе, представляя вокруг других людей.

Упражнения Перерассказывания: искусство и библиотерапия.

Упражнение Перерассказывания: создание Арт- объекта.

Участник создает некоторый арт-объект, который бы смог его выразить. Это может быть скульптура, кукла и так далее.

Упражнение Перерассказывания: Фотоальбом.

Участник создает альбом, рассказывающий его историю так, как ему хотелось бы: он использует заглавия, картинки или коллажи фотографий.

Упражнение Перерассказывания: Коридор Воспоминаний.

Участник создает холл воспоминаний, которые преставляют его историю. Он может состоять из картинок, надписей или чего-либо еще. Каким образом ему бы хотелось, чтобы его запомнили? Участник придумывает заглавия для фотографий и т д.

 Упражнение Перерассказывания: Книга Истории.

Участник создает книгу о себе, некоторую автобиографию. Как ему бы хотелось, чтобы его запомнили? Кто является важными людьми, которые влияют на его жизнь? Как могут называться главы? Каким он хотел бы, чтобы его знали следующие поколения?

Упражнение Перерассказывания: Живая Газета Перерассказывания Жизни.

Участник создает серию газетных статей и заголовков о собственной перерассказанной им жизни. Он создает программу новостей, отражающих его перерассказанную, предпочитаемую жизненную историю. Он делает программу, в которой эти новости рассказываются аудитории. Какой может быть главная мысль? Участники создают и разыгрывают живую газету на основе этой перерассказанной жизненной истории. Участник показывает заголовки и короткие сцены, показывая новый жизненный сценарий.

Упражнение Перерассказывания: коробочка «Я».

Участник создают коробочку, которая представляет его самого. Он придумывает, какой эта коробочка должна быть, снаружи и изнутри. Создает картинки, пишет и раскрашивает в разные цвета, пытаясь отразить те или иные темы, важные для него.

Упражнение Перерассказывания: Фильм жизни.

Участник создает сценарий его предпочитаемой жизненной истории. Он выбирает, какие сцены следует показывать крупным планом, в замедленном темпе и т д. Возможно, есть сцены, которые ему хотелось бы исследовать более глубоко. Участник является одновременно автором и сценаристом фильма, а потому он может изменять сценарий так, как ему хотелось бы. Затем участник показывает ключевые сцены.

Упражнение Перерассказывания: Сценки Будущего.

Участник создает сцены будущего, которые, ему бы хотелось, чтобы имели место в будущем. Он создает окружающую атмосферу с помощью отрезов материи, используя помощь других участников группы.

Упражнение Перерассказывания: Греческий Хор.

Используя идею Греческого Хора – скорее произнесения слов, чем пропевания – участники создают песню для описания собственного жизненного сценария. Участник выбирает участников его Греческого Хора и учит их своей песне.

Шаг Восьмой: Завершение, Размышления, Ритуалы.

Специальные действия для завершения осуществляются в конце каждой встречи, однако более значительное Завершение имеет место на последней встрече терапевта\фасилитатора с участниками группы, с которыми происходила работа.

Использование при завершении работы форм искусства может быть очень полезным для участников. Завершение органично вытекает из всего того, что происходило раньше на встречах. Движение завершения может появиться в ходе упражнения, в котором участники по кругу делятся движением, выражающим то, что они хотели бы взять домой с этой встречи. Ритуалом может стать передача колокольчика по кругу, в который звонит каждый участник, рассказывая затем, что он хотел бы взять сегодня с собой после этой группы. Участник может написать письмо кому-то, кто также ценит то, на что направлена была данная группа. Спонтанный ритм, созданный участником, может отразить появившуюся историю. Участник может вести журнал, писать или рисовать картинки в этот журнал, выражающие то, что происходило на группе.

В конце совместной работы участник и терапевт\фасилитатор создают более длительно завершение, которое призвано помочь участникам двигаться дальше. Часть этого завершения включает в себя личные размышления и может включать в себя любые формы искусства, такие как рисование, создание скульптур, коллажа или предпочитаемого образа. Это также может быть книга перерассказывания истории или собственный ритуал завершения.

В дополнение, для тех участников, которым это покажется интересным, может быть также полезно попросить желающих побыть Консультантами. Некоторые участники очень ценят моменты, в которых они могут выступить в этом качестве и передать в соответствующей форме: журнала, книги, видео для будущих клиентов и участников то, что оказалось ценным для них. Все это составляет библиотеку наррадрамы.

Дополнительные упражнения для Завершения, Подведения итогов, Создания ритуалов.

Упражнение: Ритуал Завершения.

Участник создает ритуал, чтобы показать решение, которое он вынес по отношению к проблеме. Эти ритуалы записываются на видеокамеру. Участники группы участвуют в ритуалах друг друга.

Упражнение: Подведение итогов.

Участники работают в парах, обсуждая с партнером, что оказалось особенно важным для каждого из них в рисунках, стихотворениях, монологах словах каждого из них. Члены пары могут также написать письмо друг другу.

Упражнение: пантомима.

Участник показывает некоторый важный момент группы каждому участнику группы с помощью пантомимы, а затем забирает этот момент с собой.

Упражнение: Праздник.

Участник создает некоторое торжество, чтобы отпраздновать свое решение выбрать новые предпочитаемые взаимоотношения с проблемой. Он разрабатывает форму для торжества и решает, кто будет в нем участвовать, и какие действия необходимо предпринимать.

Упражнение:

Терапевт\фасилитатор просит каждого участника найти способ для того, чтобы поделиться своим знанием о том, насколько успешно у него получается развивать новые взаимоотношения с проблемой и двигаться к новому будущему. Это может быть интервью с участником, может быть заметка в газету, маленький буклет, статья в журнал или любая другая возможность, которая может стать также опорой для других с подобной проблемой.



Для некоторый терапевтов\фасилитаторов может быть поезным иметь структуру с шагами в качестве возможностей, однако также полезным является способность отойти от последовательности шагов тогда, когда появляется такая необходимость. Может быть также полезным остаться на одном шаге на некоторый продолжительный период времени. Семь шагов создают некоторое естественное течение работы, органично перетекая из одного этапа в другой, однако они не должны стать ригидной жесткой структурой.

Возможность подходить к каждой встрече без предубеждений, спонтанно, гибко взаимодействуя с участниками, позволит терапевту\фасилитатору использовать шаги оптимальным образом и найти правильные точки входа.



 



Нарративная психология 2019 г.