Хочу написать о себе несколько слов, чтобы стало понятнее, кто я и чем занимаюсь. Меня зовут Ксения Ильинская. Я профессиональный психолог. Поступив сначала на социологический факультет Московского Государственного Университета имени Ломоносова, вскоре поняла, что мне интересен прежде всего человек, личность, а не только общество, сформировавшее его. Хотя интерес к социальному контексту у меня остался, да и где заканчивается индивидуальность, а где начинается (или, наоборот, находит свой предел) социальный контекст, для меня до сих пор остается загадкой. Наверное, в каждом из нас настолько тесно переплелись влияния окружающих людей и вскормившей нас культуры, что социальное и наше, индивидуальное, никем не сотворенное, навеки впечатаны друг друга, переплетены, перепутаны.

Я окончила психологический факультет в 1999 году и по окончании сразу пошла работать в детский Психологический Центр «Юго-Запад». Очень хотелось реальной работы с реальными людьми, не выдуманных книжных кейсов, а настоящих, всамделишних. Наверное, как каждый практикующий психолог, я столкнулась с ужасающей пропастью, пролегающей между причесанными, красивыми и, почему-то, всегда страшно успешными историями, описанными в книгах, и реальными клиентами. Людьми разными, ожидающими от меня разного, с разной степенью терпимости и разной возможностью ждать, вкладываться в этот процесс, прилагать усилия, думать и говорить.

Первой «школой» для меня стала работа с трудными подростками, которые многому научили меня, прежде всего, хорошей реакции, смелости, и отсутствию романтизма в области помощи детям. Потом были разные проекты в Центре «Юго-Запад», этом семейном и теплом для меня центре, где тогда все было полно заботой о консультантах и стемлением помочь. Группы с подростками, работа с семьями, семейные группы, малые и большие группы, работа с особенными семьями – такова палитра работы, в которую я включена. Параллельно я окончила Московский Гештальт Институт по специальности «гештальттерапия и арт-методы», который научил меня работать не только с помощью слов, но также познакомил меня с работой с психосоматикой и психиатрическими пациентами. Однако, я поняла, что для эффективной работы с ребенком невозможно обойтись без родителей. И дело здесь совсем не в патологичности семьи, о которой любят говорить психологи. Дело в том, что семья является некоторой очень важной единицей, в которой формируется образ себя, осуществляется поддержка и, наоборот, наносятся самые болезненные раны. Поэтому даже малейшие изменения в жизни человека связаны с изменениями в жизни его близких – и прежде всего, его семьи. Я окончила специализацию «Системная семейная психотерапия» в Институте Практической Психологии и Психоанализа у Анны Яковлевны Варги. Большое количество работы за зеркалом под руководством великолепных психологов – Александра Черникова, Анны Хамитовой, Екатерины Жорняк, позволили сильно продвинуться в работе. В ходе обучения я познакомилась с нарративной практикой, которая и определяет в первую очередь мою профессиональную деятельность на данный момент.

Встреча с этим методом очень вдохновила меня возможностью отказаться от авторитарной позиции, процессом сотворчества, возможностью воспринимать человека, приходящего ко мне, с точки зрения не ущербности, дефицитарности, но его силы, успешности. Стало гораздо комфортнее работать, воспринимая клиентов экспертами в их жизни, помогая переписывать жизнь с точки зрения преодоления, высматривать в существующей ситуации моменты предпочитаемой истории, наполненной навыками, возможностями, мечтами, воплощающими в себе ценности. После трехлетнего обучения нарративной практике началась вереница многочисленных воркшопов, конференций, мастер-классов, в ходе которых появилась возможность поучиться у зарубежных коллег (Сары Уолтер, Хью Фокса, Памелы Дьюнн, Арт Фишера и так далее).

Наверное, нельзя не сказать несколько слов о моей семье. У меня трое детей. Наше совместное житье – бытье научило меня с заботой относиться как к детям, так и родителям. Почувствовав на себе, что идеальных мам в жизни не бывает, я стала внимательнее относиться к каждому члену семьи, опасаясь как детоцентризма, с одной стороны, так и детской заброшенности, с другой. Как построить семью, в которой каждому интересно, где каждый поддерживает другого, где уважаются интересы каждого члена – наверное, это та тема, которая больше всего интригует меня на протяжении многих лет.

Нарративная психология 2019 г.